Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Архитектурные приоритеты периода «развитого социализма». Жилищный, транспортный и экологический вопросы. Неовандализм в отношении памятников истории и архитектуры. Часть II

Особенно "урожайными" в части строительства необычных зданий стали 1970-е гг. В 1977 г. в конце Большого проспекта Васильевского острова (на площади Морской Славы) начато сооружение Морского вокзала Ленинграда. (В завершённом виде оно напоминает огромный плывущий корабль: его объёмные металлические панели, которыми облицован фасад - надутые паруса, а 80-метровый титановый шпиль - грот-мачта). Сегодня несколько странно, что у города-порта с многолетней морской историей так долго не было такого объекта. Вокзал сдали в эксплуатацию в 1983-м: в едином блоке соединены вокзал и гостиница с необычной планировкой, конструкциями и отделкой (особый интерес представляют интерьеры, напоминающие о корабельной архитектуре).

1324158В 1978 г. в приморской части Васильевского острова завершилось строительство 15-этажной гостиницы-гиганта "Прибалтийская" (1972-1978, арх.: Н. Баранов, С. Евдокимов). К её центральной части с севера и юга примыкают чуть изогнутые под углом боковые корпуса (в плане она напоминает букву "Н"). Здание в полном смысле слова насыщено произведениями монументального и декоративного искусства - в отделке фасадов задействованы доломит и анодированный алюминий, у входа высится скульптурная группа "Покорение Балтики". На 15-ти этажах гостиницы размещаются 1 200 номеров, ресторанный комплекс, гараж, спортзал, магазины, банк, почта.
В 1968-1970 гг. на набережной Большой Невы построено здание Речного вокзала (арх.: И. Кусков, В. Попов, Е. Розенфельд и Т. Тарыкин). В 1969 г. открыт первый в Ленинграде мост из алюминия - Коломенский (через канал Грибоедова).

Не менее интересным, хотя и скромным по размерам в сравнении с предыдущими примерами является здание Яхт-клуба, построенного в то же десятилетие. Проект этой небольшой, но чрезвычайно выразительной в архитектурном и конструктивистском отношении постройки, был разработан большим коллективом архитекторов и инженеров, в числе которых А. и Г. Морозовы, В. Маслов (ему принадлежит первоначальный проект и образ сооружения) и др. Здесь искусно применён каркас, смонтированный из стержневых пространственных пирамид. Перекрытие и покрытие состоят из сборных и сборно-монолитных ребристых плит. Наружные ограждающие конструкции собраны из лёгких навесных панелей, облицованных алюминием. В отделке фасадов применены камень, стекло, дерево, металл. Однако достигаемый зрелищный эффект не исчерпывается только силуэтом здания. Не менее впечатляет также целая система набережных спусков к воде и др. вспомогательных сооружений, образующих вместе с яхтами-катерами и др. судами исключительный романтический пейзаж. В целом постройка представляет собой редкий пример гармоничного сочетания архитектуры, воды, камня и зелени.
Яхт-клуб входит в грандиозную, возможно, единственную на сегодня в Петербурге панораму, включающую также новые кварталы Васильевского острова, стадион им. Кирова, Дом ветеранов сцены и др. постройки.

В 1970-1980 гг. видные места в старой и новой частях Ленинграда заняли такие постройки, как Дворец молодёжи на Малой Невке и ул. Попова (здание-пластина в 14 этажей с невысокой клубной частью, построенное в 1969-1980 гг.), Легкоатлетический манеж у Сосновского парка (1970; пример синтеза архитектуры, конструкций и ландшафта), Речной вокзал с гостиницей на пр. Обуховской обороны, 195 (1967-1971гг.), Аэровокзал "Пулково" (1973), Дворец спортивных игр "Зенит" по ул. Бутлерова (1973), Общественный центр "Лигово" (1970-1981 гг.), здание Российской национальной библиотеки на Московском проспекте (1974-1998 гг.; в его оформлении важную роль играют цвет и фактура материалов, а также прикладной декор и скульптура), гостиница "Гавань" на Среднем проспекте, 88 (1980) и др. Над их созданием трудились архитекторы: А. Изоитко, П. Прохоров, В. Тропин, И. Кусков, Г. Вланин, А. Жук, Ж. Вержбицкий, Е. Полторацкий, М. Чернов, В. Щербина и др.

Текст подготовила Анна Тирле
 
 


Защитный код
Обновить