Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Открытие первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок

Осенью 1871 года в Петербурге открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. На ней были представлены сорок шесть полотен художников, которые противопоставили свое творчество официальным требованиям Академии художеств. Посетители первой выставки передвижников (так впоследствии стали назвать членов Товарищества) увидели "Охотников на привале" В. Перова, портреты работы И. Крамского, историческую картину Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея", полотно "Грачи прилетели" А. Саврасова, пейзажи И. Шишкина и другие картины, ставшие впоследствии любимыми и знаменитыми. Восемь работ с выставки сразу приобрел для своей галереи П. Третьяков. Первые зрители не могли тогда и подумать, что присутствуют при начале новой эпохи русской живописи. Из Петербурга выставка переехала в Москву, затем в Киев и Харьков и всюду имела огромный успех.

Идея Товарищества передвижных художественных выставок зародилась в 1869 году, первыми о необходимости объединения заговорили художники Н. Ге и Г. Мясоедов. В этом же году был выработан проект Устава Товарищества, через год его утвердили и провели первое собрание членов новой организации. Еще через год, в 1871 году, художники, которые вошли в состав Товарищества, впервые громко заявили о себе, устроив демонстрацию своих работ в крупных городах страны.

                 Иван Крамской. Автопортрет   

Автопортрет - Крамской

Товарищество передвижных художественных выставок объединило действительно лучших художников своего времени, создавших новое направление в русской живописи. На выставках товарищества можно было регулярно видеть новые работы В. Перова, И. Крамского, Н. Ге, Ф. Васильева, А. Саврасова, В. Маковского, И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, В. Поленова, В. Серова, И. Шишкина, И. Левитана, С. Иванова - фактически всю лучшую русскую живопись 60 - 90 годов 19 века.

Прообразом будущего Товарищества стала Артель свободных художников, созданная в Петербурге И. Крамским и его товарищами, выпускниками Академии художеств, которые демонстративно выступили против устаревших художественных и идейных требований Академии. Члены Артели сняли большую квартиру и стали жить в ней одной большой семьей, помогая друг другу. Художники занимались живописью, спорили об искусстве и политике, часто у них в гостях бывали студенты Академии, молодые художники, петербургские литераторы, все вместе искали заказы для заработка, летом выезжали на этюды, устраивали осенние выставки. Организатором Артели и ее лидером был художник Иван Крамской. 

Постепенно становилось ясно, что идеи молодых бунтарей находят все больше сторонников, что новое реалистическое направление в русской живописи набирает силу. Художники не хотели замыкаться только в своем кругу, они стремились познакомить с новыми художественными веяниями всех думающих людей России. Так и родилось Товарищество передвижных художественных выставок. В одном из положений его Устава говорилось: "Товарищество имеет целью устройство.. во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинции возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе…".

Члены правления Товарищества  
передвижных художественных выставок  

За сорок с лишним лет существования Товарищества его выставки увидела действительно вся страна. Кроме Петербурга и Москвы работы художников демонстрировались в Киеве, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Тамбове, Пензе, Курске, Ростове, Таганроге, Одессе, Харькове, других городах. Стремление передвижников приобщить к искусству тысячи новых зрителей поддержали многие известные деятели русской культуры этого времени. Писатель М. Салтыков - Щедрин очень точно сказал об этом новом явлении в жизни России: "Отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств или погребенные в галереях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах".

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Долгополов И. Мастера и шедевры. Т. 2. М., 1987
2. Передвижники. Живопись. Открытие М., 2003

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить