Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Создание в Петербурге конно-железной дороги

Во второй половине 19 века территория Санкт-Петербурга продолжала быстро расти, росло и его население. В 60-е годы остро встал вопрос об организации внутригородского транспорта.

В 1852 году во Франции впервые для перевозок внутри города стали использовать поставленные на рельсы большие кареты, которые тянули лошади. В Петербурге обратили внимание на это изобретение, и уже в 1860 году в городе появилась первая грузовая конно-железная дорога. Ее линия была проложена от Николаевской площади (нынешней пл. Лейтенанта Шмидта) до Биржевой площади. В 1862 году конки (так для удобства стали называть конно-железные дороги) стали перевозить и людей. Было создано "Товарищество конно-железных дорог", которое заключило контракт с Городской Думой на открытие движения конки по Невскому проспекту. Через год новый вид городского транспорта действительно появился на Невском. Затем были открыты еще несколько линий - по Садовой улице, от Адмиралтейства на Васильевский остров, от Никольского рынка до Невского проспекта.

По внешнему виду конки предоставляли собой деревянные вагоны, иногда одноэтажные, но чаще - двухэтажные. Одноэтажную конку тянула одна лошадь, двухэтажную - две, а перед подъемом на высокие мосты припрягали еще двух лошадей. Конка двигалась по городу со средней скоростью 8 км час. Пассажиры находились внизу, в вагоне, но могли по металлической винтовой лестнице подняться и на верхнюю открытую площадку, которую назвали империалом.
Проезд наверху стоил дешевле: 2 копейки вместо 5-ти, которые платили за проезд внизу. По периметру вагона стояли скамьи, наверху же скамья была двухсторонней и находилась посередине, так что пассажиры сидели спиной друг к другу. Вагоны освещались керосиновыми лампами. Каждую конку обслуживали два человека: вагоновожатый и кондуктор. Вагоновожатый управлял лошадьми, что часто было нелегко, учитывая сложные петербургские улицы, кондуктор продавал билеты, подавал сигналы остановок и отправления. Билеты нужно было продавать и внизу, и наверху, поэтому кондуктору приходилось много раз за день совершать подъемы по крутой лестнице на империал. Когда конка подходила к конечной остановке маршрута, лошадей переводили к другому концу вагона, с помощью специального приспособления "впрягали", и вагон мог отправляться в обратный путь.

Конно-железная дорога оказалась чрезвычайно нужной городу: подсчитали, что только за два года - 1863-1864 - в Петербурге конка перевезла 1,5 миллиона человек, а в следующие годы поток пассажиров увеличился еще больше. В 1876 году появилось "Акционерное общество конно-железных дорог", которое тоже занималось организацией перевозок по городу с помощью конки. К 1877 году в городке проложили 25 новых маршрутов конно-железной дороги, было создано также несколько коночных парков.

В 80-х годах лошадей попытались заменить паровозами, были проведены испытания и даже проложены две специальные линии. Небольшой паровоз тянул уже не один, а два - три вагона, увеличилась и скорость движения.

Но на центральных улицах города паровозы использовать было нельзя, и поэтому линии паровой конки (так стали назвать новую разновидность городского транспорта) проложили в пригородных и заводских районах Петербурга: по Большому Сампсониевскому проспекту, по Шлиссельбургскому тракту (нынешний проспект Обуховской обороны). К началу 20 века общая протяженность всех маршрутов конки составила почти 150 километров.

Паровая конка на улице Петербурга

[IMG]

С 1907 года городские конки стали постепенно заменять трамваями.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Засосов Д.А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910 годов. Л., 1991

 


Защитный код
Обновить