Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Строительство Литейного моста

 

Во второй половине 19 века Петербург рос быстрыми темпами: численность его населения превысила полмиллиона человек, те части города, которые еще недавно были окраинами - Выборгская и Петроградская сторона - застраивались фабричными и заводскими корпусами. В городе, разделенном на части Невой, все острее ощущалась необходимость в надежных транспортных связях. Между тем, через Неву по-прежнему были переброшены наплавные мосты, и жители города много раз испытывали на себе все неудобства, с этим связанные. Так, в апреле 1865 года бурный ледоход серьезно повредил наплавной Литейный мост, и Выборгская сторона с ее заводами оказалась отрезанной от центра Петербурга. Можно сказать, что этот случай стал последней каплей, переполнившей чашу терпения, и городские власти стали уже серьезно обсуждать возможность возведения постоянного моста в этой части города.

Военный инженер Аманд Егорович Струве,  
проектировщик и руководитель строительства Литейного моста  

Было предложено два варианта трассы будущей постоянной магистрали через Неву: с Адмиралтейского острова на Петроградскую сторону или с Литейного проспекта на Выборгскую сторону. После бурных споров члены Петербургской городской думы большинством голосов приняли решение о строительстве постоянного Литейного моста. Был объявлен открытый конкурс на лучший проект, и через год в специальную экспертную комиссию поступили семнадцать работ. После их обсуждения выбрали три лучших проекта, их авторы получили назначенные премии. Однако скоро было признано, что во всех этих работах есть серьезные недостатки, и требуется составить еще один новый проект. Его разработку поручили военному инженеру А. Е. Струве. В конце концов, после долгих обсуждений и споров в декабре 1874 года был, наконец, утвержден проект арочного моста, предложенный именно Струве, комиссия решила, что этот проект экономичен, хорошо проработан, а, кроме того, новый мост будет иметь стройный, хорошо прорисованный силуэт. В начале 1875 года Дума заключила со Струве договор на сооружение моста, он же стал и подрядчиком, и руководителем новой огромной стройки. Контракт предусматривал, что мост будет сооружен за четыре года, надо сказать, забегая вперед, что ценой огромных усилий А. Струве удалось почти выдержать этот срок: строительство началось 30 августа 1875 года и закончилось 30 сентября 1879 года.
 
Новый мост должен был состоять из шести пролетов; пролет у левого берега планировалось сделать поворотным - для пропуска следовавших по Неве судов, остальные представляли собой прочные металлические арки, которые образовывали симметричную композицию.

С самого начала строители моста столкнулись с огромными трудностями, главной из которых было сооружение опор. Глубина Невы в месте строительства достигала 15-20 метров, а дно состояло из грунтов, в которых очень сложно было закрепить фундамент такого грандиозного сооружения. Поэтому для строительства опор моста использовали кессоны - огромные металлические ящики, перевернутые вверх дном, из которых давлением "выжималась" вода, и в образовавшемся пространстве можно было находиться людям. Конструкции кессонов были несовершенными, и это привело к серьезным трагедиям во время строительства: в сентябре 1876 года из-за резкого оседания опоры грунтовая масса попала в кессон, в результате погибли несколько рабочих. Через год случилась новая катастрофа: в одном из кессонов произошел взрыв, погибли еще девять человек. Эти трагедии задерживали строительство, требовали дополнительных денежных вложений, при этом Струве был вынужден спешить, так как за каждый просроченный день по контракту предусматривался штраф. Мост был построен практически в срок, но обошелся почти в полтора раза дороже первоначальной сметной стоимости. 30 сентября 1879 года по Литейному мосту началось движение, а на следующий день, 1 октября, состоялось его официальное торжественное открытие. Те, кто проявил себя во время строительства моста, получили награды, самому Струве присвоили звание генерал-майора.

 

При сооружении постоянного Литейного моста была впервые широко использована сталь, благодаря чему стало возможным увеличить длину пролетов в полтора раза по сравнению с чугунными мостами. Мост признали самым красивым среди всех подобных сооружений России второй половины 19 века. Его украсила решетка, спроектированная архитектором К. Рахау: в центре каждого ее звена русалки держат герб Петербурга.

Кроме того, Литейный мост стал первым постоянным мостом, который освещался электрическими фонарями инженера П. Яблочкова.

Фрагмент решетки  Литейного моста

В 20 веке, после сооружения Беломоро-Балтийского канала, когда движение речного и сухопутного транспорта по Неве и вокруг нее значительно увеличилось, Литейному мосту потребовалась капитальная реконструкция. Эти работы были произведены в 60-е годы 20 века, при этом применялись новые строительные материалы и технологии. Поворотный пролет моста заменили на однокрылый раскрывающийся, на обоих берегах Невы соорудили двухуровневые транспортные развязки.

Сегодня Литейный мост - одна из привычных и надежных петербургских переправ через Неву, его длина 396 метров, ширина 34 метра.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Л., 1986
2. Пунин А.Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971


Защитный код
Обновить