Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Строительство Троицкого моста

На рубеже 19 и 20 веков огромное влияние на развитие архитектуры оказали возможности использования металлических конструкций, особенно конструкций из стали, как наиболее прочного материала. Стальная арматура сделала возможным сооружение многоэтажных зданий, различных перекрытий большой площади, огромных производственных помещений. Возможности использования стали дали большой простор развитию мостостроения - появились пролеты значительной большей длины, новые мостовые конструкции, в частности фермы, которые представляют собой не сплошную металлическую стенку, а сочетание металлических стержней. 

Первым мостом через Неву, в котором использовались новые стальные конструкции, стал Троицкий мост. Он был сооружен на месте наплавного Троицкого моста, соединявшего Адмиралтейскую часть города с Петроградской стороной, которая в конце 19 века застраивалась особенно интенсивно.
 

Решение о строительстве моста Петербургская городская Дума приняла в 1891 году, после этого был объявлен международный конкурс на его лучший проект. За шесть месяцев поступили шестнадцать проектов, большая часть из них - от иностранных инженеров. Лучшим признали проект французского инженера Густава Эйфеля, проектировщика и строителя знаменитой Эйфелевой башни в Париже. Однако победа в конкурсе еще не означала, что новый мост будет сооружен именно по этому проекту.

Наплавной временный мост

Началось долгое обсуждение всех возможных вариантов, при этом учитывались экономическая сторона работы, нашлось много заинтересованных в том, чтобы мост сооружался русскими строительными организациями и из русских материалов. Через пять лет был объявлен второй конкурс, по условиям которого победитель получал контракт на строительство. Лучшим был признан проект французской фирмы "Батиньоль", правда, условия предусматривали, что строительство моста будет вестись русскими рабочими и из отечественных материалов. В разработке окончательного варианта проекта принимали участие петербургские архитекторы и инженеры, была создана специальная комиссия, члены которой контролировали ход строительных работ. В проектировании моста принимали участие и представители Академии художеств. Летом 1897 года Николай II утвердил проект.

Сооружение Троицкого моста стало отчасти и политическим событием: на его торжественную закладку прибыл президент Франции Феликс Фор. За год до этого в Париже был заложен мост, который стали называть мостом Александра III, в 1900 году его торжественно открыл Николай II.

Строительство моста продолжалось шесть лет. Он был торжественно открыт в 1903 году, когда Петербург праздновал свое 200-летие, и стал настоящим украшением столицы. Общий силуэт моста необычайно выразителен: он состоит из пяти пролетов, симметрично расположенных по ширине Невы, причем, величина пролетов увеличивается к центру. Для прохода судов два рукава одного из пролетов поворачивались. Со стороны Марсова поля въезд на мост украшают два обелиска с рострами, по всей его длине расположены выразительной формы фонари, решетка моста выполнена с использованием элементов стиля модерн - художественного течения, модного на рубеже 19 и 20 веков. 

С 1934 года мост назвался Кировским, как проспект на Петроградской стороне, на который он выходил, в честь С. М. Кирова, одного из видных деятелей Советского государства. В конце 20 века мосту возвращено его историческое название.

В 60-е годы 20 века Кировский (в то время) мост был серьезно реконструирован.

С открытием Волго-Балтийского канала значительно увеличился поток судов, проходящих по Неве, это потребовало увеличить разводные пролеты моста. Поворотный пролет моста был заменен на однокрылый раскрывающийся, расширена его проезжая часть. На время реконструкции выше по течению Невы был сооружен временный мост с откатным пролетом для прохода судов.
Сегодня Троицкий мост - один из самых больших мостов через Неву: его общая длина 578 метров, ширина 23, 5 метра.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Пунин А.Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971
2. Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Л., 1986

 


Защитный код
Обновить