Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть II

На смену обманчивой хрущёвской "оттепели" вскоре пришли жестокие "заморозки", перешедшие в долгую "зимнюю спячку" - началась эпоха т.н. "застоя". В эти годы с их вязкой, инертной, глухой атмосферой многие ленинградские бунтари творческого замеса (поэты, художники, философы) обратились к старой традиции русской интеллигенции - "уходу в народ". Отказываясь от интеллектуальных профессий, они шли работать дворниками, грузчиками, кочегарами, матросами на небольшие грузовые суда, ночными сторожами. (Например, поэт В. Соснора 6 лет проработал слесарем на заводе, а писатель С. Довлатов некоторое время был ночным сторожем на барже).
Большинство новых "народников" крепко выпивало, в ходу были также и наркотики. А столкновения с милицией нередко приводили к отсидкам, что в этой среде было обычным явлением. Во всём этом было много бравады и молодого талантливого озорства, но также и трагического надлома от сознания невостребованности обществом и безысходности.

Выросло уже второе поколение послевоенной ленинградской богемы, пионерами которой были художники-"неореалисты" Р. Мандельштам (не родственник О. Мандельштама), А. Арефьев, Б. Шагин, Р. Васми и др. ленинградские "неореалисты" были ранними русскими хиппарями и вели аскетический образ жизни (в комнатах из обстановки наличествовали только книги и пластинки) со склонностью к бродяжничеству и потусторонним экспериментам.

Живучесть ленинградской богемы и её связанная с традициями русского футуризма склонность к театрализации своего поведения привели к появлению в городе в начале 1980-х гг. оригинальной художественной группы "Митьки", названной так по уменьшительному имени художника Д. Шагина (сына "неореалиста" Б. Шагина). "Митьки" выдали специфически ленинградский, тонко стилизованный вариант культуры западных хиппи, но с сильным русским акцентом.
Этот союз составили художники Шагин-младший, В. Шинкарёв, А. Флоренский и его жена Ольга. Они интересно возобновили промысел "лубка" - старинных русских народных жанровых картинок с замысловатыми подписями. Однако главным художественным достижением этого сообщества стал его ритуальный стиль жизни, описанный идеологом "митьков" Шинкарёвым в остроумном "самиздатовском" трактат-руководстве "Митьки".

Согласно ему "митьки" предпочитают одежду люмпенов-пролетариев - морские тельняшки, старые ватники, пимы (они же валенки) и облезлые треухи, как у деда Щукаря; они пьют денно и нощно, причём самую дешёвую водку и столь же дрянное вино, закусывая исключительно плавленными сырками. Способ пития по "митькам" предусматривает тройственную классификацию: "поровну" - т.е. когда алкоголь разливается поровну, "по-братски" - когда "митьки" выпивают большую часть, "по-христиански" - когда всё спиртное "митьки" выпивают сами. При круглосуточном режиме потребления низкосортного хмельного, "митькам" совершенно чужда агрессивность, равно как и стремление сделать карьеру и вообще как-то поднять свой социальный статус. Между собой "митьки" общаются преимущественно при помощи цитат из популярных телефильмов.

Текст подготовила Анна Тирле