Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть III

Несмотря на относительно вегетарианский стиль брежневского руководства (в сравнении с методами его предшественников) для искусства эти времена по свидетельству ленинградского поэта Горбовского были гиблыми, удушливыми. Причём нехватка кислорода была не только метафорой - из-за тотального индустриального загрязнения в Ленинграде к концу 1970-х наступил экологический кризис. В этой атмосфере ускорилась дезинтеграция, участились самоубийства и ранние смерти среди молодых культурных талантов (один из примеров - судьба Л. Аронзона). Кто-то из потенциальных интеллектуальных лидеров эмигрировал, а из оставшихся многие пошли на вынужденный компромисс с властями. Цензура в то время казалась всевидящей и всеобъемлющей. (Традиционная для Петербурга космополитическая струя к этому времени значительно обмелела - сказались десятилетия насильственной и бдительной изоляции города от любых, казавшихся подозрительными внешних влияний). Культурный Ленинград был деморализован. И в этот момент на сцене неожиданно для многих появилась новая мощная и беспрецедентная культурная сила - русский рок-н-ролл.

 Советская рок-группа "Санкт-Петербург"   

Советская рок-группа Рок-движение в Ленинграде зародившееся в середине 1960-х, своим возникновением обязано влиянию "Битлз", которые произвели переворот в сознании молодых русских нонконформистов. (Мода на "битлов" коснулась и Бродского, который в конце 1960-х перевёл на русский их "Жёлтую субмарину"). Благодаря предприимчивым морякам и одержимых манией просвещения интуристам диски легендарной ливерпульской четвёрки довольно быстро достигали Ленинграда.

   Советская рок-группа "Зоопарк"  

Советская рок-группа
Группы, или вокально-инструментальные коллективы (ВИА), как их тогда называли, возникали во множестве. Чуть ли не в каждом ленинградском дворе-колодце отчаянные последователи "Битлз" "драли" гитары, распугивая призраков петербургских романов Достоевского. Местные рокеры-первопроходцы, кое-как овладев самодельным инструментарием (бывало, что диски их гитар оказывались выпиленными лобзиком из спинок родительских кроватей) и рабски подражая западным группам, выступали в школах, студенческих общежитиях и кафе. Но внятный массовый интерес к себе они вызвали лишь в начале 1970-х, когда перешли к сочинению оригинальной музыки, и главное, злободневных текстов на русском языке.

    Дискотека времен рок-н-ролла   

Дискотека времен рок-н-роллаУ молодёжной аудитории рокеры имели бешеный успех - чтобы попасть на выступления той или иной группы, которые выступали в Ленинграде каждую субботу в десятках мест, фаны проявляли редкую изворотливость: проникали через женские туалеты, влезали по водосточным трубам, бывали даже случаи, когда, разобрав крышу, проскальзывали с чердака. Воодушевленные подобными восторженными приёмами ленинградские рок-группы обращались к новому поколению со всё более вызывающими песенными посланиями. Соединив западный стиль музыки с собственной поэзией, они пели об отчуждении молодых от советского общества, воспринимавшегося ими как лицемерное и враждебное, об их недоверии к официальной системе ценностей, о поисках альтернативных путей самовыражения. Нелегальные или полулегальные условия выступлений делали из рок-музыкантов не просто исполнителей песен, а пророков новой культуры.

Для идеологических аппаратчиков в Смольном всё это представлялось абсолютно неприемлемым. Власти пытались изолировать рокеров от молодёжи, организовать борьбу против них. Но, несмотря на официальные нападки (а скорее благодаря им) влияние "аморальных музыкантов" в молодёжной среде распространялось как лесной пожар. Огромную роль в этом процессе сыграло массовое распространение магнитофонных записей, ставших знаковой приметой 1970-х. 151254Ленинград в этот период делается центром русского подпольного "магнитиздата" - кассет с записями отечественной рок-музыки.

Особое значение словесной основы в русском варианте рока (в отличие от западного) обусловило появление рукописных журналов "Рокси" и "Рио". Первый номер "Рокси" вышел в 1977 г. при участии Б. Гребенщикова и М. Науменко. Журнал сообщал о новостях западной и отечественной рок-музыки. Статьи в нём излагались простым разговорным языком, и касались вопросов, о которых больше негде было прочитать (это и обусловило отчасти популярность журнала). В 1988 г. вышел последний 15-й номер. Попытки выпускать журнал типографским способом успехом не увенчались. (Пока "Рокси" был рукописным, его зачитывали до дыр, экземпляры попадали в др. города. По мере разгона "перестройки" интерес к журналу ослаб). В 1986 г. стараниями журналиста-энтузиаста А. Бурлаки (Андрей Бурлака) увидело свет другое издание о роке - "Рио". Благодаря профессиональной и оперативной работе Бурлаки журнал получил серьёзное признание среди любителей рок-музыки по всему Союзу. (Всего вышло 27 номеров). В "Рио" также трудились С. Чернов, В. Андреев, А. Маневич и др.

Текст подготовила Анна Тирле