Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть IV

Пионером русского рока является группа "Санкт-Петербург", организованная в 1969 В. Рекшаном (тогда студентом истфака ЛГУ), объявившим себя впоследствии "первой настоящей звездой рок-музыки в России". Группа дебютировала в помещении психологического факультета Университета (на Галерной улице) и стяжала культовый успех, выделившись на фоне массы англоязычных эпигонов "Битлз" и др. западных групп. Тексты, отражавшие мироощущение "бунтующего" поколения 1960-х, незатейливые, но запоминающиеся мелодии, эпатирующая манера поведения на сцене - вот отличительные черты "Санкт-Петербурга" ранней поры. (Официальная пропаганда немедленно прицепилась к вызывающе звучавшему для того времени названию, музыкантам моментально стали приписывать монархические настроения). Кроме Рекшана в коллективе в разные годы работали братья Лемеховы, М. Марский, Н. Козинин, В. Ковалёв и др. "Санкт-Петербург" значительно повлиял на следующие поколения питерских рок-музыкантов ("Аквариум", "Зоопарк" и др.). Будучи уже ветераном рок-движения группа участвовала во всех примечательных концертах и фестивалях, проводимых в 1980-е гг. ленинградским Рок-клубом.

Рок-группа "Аквариум" была создана в 1972 г. студентом ЛГУ Б. Гребенщиковым и студентом-медиком А. Гуницким. Скоро к ним присоединились М. Васильев, А. Романов, В. Гаккель. Мотором (солистом, поэтом, композитором) коллектива стал Гребенщиков - БГ. Музыканты играли в институтских залах и зальчиках, выступали на "квартирниках" (домашних концертах), экспериментировали со студенческим театром ЛГУ. В конце 70-х звукорежиссёр А. Тропилло в коммунальных условиях записал первые альбомы группы, которые расходились по стране огромными тиражами в обход цензуры. За 30 лет жизни "Аквариума" в группе играли музыканты: М. Кордюков, А. Титов, С. Курёхин, А. Ляпин, П. Трощенков, И. Бутман и др. Всего БГ выпущено несколько десятков альбомов, многие из которых стали классикой питерской школы русского рока.
Оригинальные тексты БГ свидетельствуют о влиянии на его творчество поэтов-акмеистов Серебряного века (Н. Гумилёва, И. Анненского). Примечательно, что это быстро уловили и официальные культурные идеологи, чьей реакцией на первые выступления "Аквариума" было: "Да это же символизм какой-то! Ахматовщина!". Связь БГ с классической петербургской традицией выражалась также и в его тяготении к орнаментальным мелодиям, красиво аранжированным в стиле мистического фольк-рока, а также к оформлению исполнений "Аквариума" как абсурдистских ритуалов. Об "Аквариуме" говорили, что это не просто рок-группа, а образ жизни.

Протуберанцем в созвездии талантов русского рока является личность Виктора Цоя - лидера рок-группы "Кино". При поддержке БГ группа (первоначально состоявшая из Цоя и А. Рыбина) весной 1982 г. дебютировала в Рок-клубе и вскоре песни Цоя, отвечавшие умонастроениям молодёжи, обрели популярность по всему СССР, а сам певец сделался легендарной фигурой (чему немало способствовала его ранняя трагическая смерть). Похороны погибшего в автокатастрофе Цоя на Богословском кладбище превратились в массовую манифестацию, а его могила стала местом поклонения подобно могиле В. Высоцкого.

Ленинградский Рок-клуб был открыт 07.03.1981 при содействии спецслужб (КГБ) в Доме народного творчества (на ул. Рубинштейна) и оказался своеобразным итогом развития рок-музыки в Ленинграде. На протяжении почти двух десятилетий это неформальное образование было неким штабом рок-революции, в который стекались талантливые музыканты с периферии - Башлачёв, Шевчук, Бутусов, Кинчев и др. Ежегодные фестивали, проводившиеся с большим размахом, сделали всесоюзно известными "Аквариум", "Кино", "Алису", "ДДТ". В 1990-е гг. в рок-движении начался кризис и значение Рок-клуба сошло на нет.

Текст подготовила Анна Тирле