Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Градостроительство: диктатура железобетона и планировочных вариаций. Часть I

1954-1955 гг. стали переломными в архитектурном проектировании и строительстве - в строительную практику стали внедрять сборные железобетонные конструкции. Отныне длительный процесс кирпичной кладки заменялся монтажом готовых панелей и блоков, изготовленных на заводах и домостроительных комбинатах (ДСК). Новый материал и технология его применения позволили в разы ускорить темпы строительства, возводить жилые дома и общественные здания по т.н. рациональным проектам. (Благоустроенный дом в 5 этажей возводили в среднем за 3 недели). По всей стране, в т.ч. и в Ленинграде, создавалась индустрия, производящая крупноэлементные конструкции будущих сооружений.

5Сегодня постройки тех лет выглядят унылыми и однообразными. Однако промышленное домостроение позволило начать расселение ленинградцев из переполненных коммуналок и подвальных помещений. Для каждой такой семьи получение отдельной квартиры (сегодня снисходительно-презрительно именуемой "хрущобой") было большим и долгожданным праздником.

Архитекторы стали разрабатывать новые композиционные приёмы при проектировании зданий, планировке кварталов и микрорайонов. Теперь основное внимание обращалось не на декор фасада, а на архитектурно-пространственную организацию, планировку значительных участков городской территории - микрорайонов.

Первый опытный 5-этажный дом из крупных панелей появился в 1955 г. на Щемиловке (так назывался район в окрестностях Ивановской улицы у Володарского моста). Вскоре после этого наибольший участок вдоль улицы Седова заполнился корпусами новых жилых домов. Здесь складывался облик типовой советской застройки современных микрорайонов: по периметру - жилые дома, а внутри кварталов - здания школ, детских садов, больниц, магазинов и предприятий бытового обслуживания. (Авторы планировки жилого ансамбля этого района: Е. Левинсон, Д. Гольдгор, А. Васильев, А. Шварц).

Затем подобными домами с использованием аналогичной пространственной планировки стали застраиваться районы Малой Охты, Невского района (между Варшавской и Балтийской железными дорогами), в Дачном, Автове, Купчине и др. Надо сказать, что поначалу светлые стены новоиспечённых "хрущовок" смотрелись нарядно и опрятно на фоне молодой зелени, свежеразбитых цветников, между которыми были проложены дорожки.

Довольно много построек периода 1960-х принадлежит авторству архитектора-энтузиаста массового жилищного строительства Д. Гольдгору. Вот выборочный список, в который включены только важнейшие из детищ: ст. метро "Нарвская" (в соавторстве с А. Васильевым и С. Сперанским; одна из станций 1-й очереди); дом № 62 на Суворовском проспекте; железнодорожный вокзал в Выборге; обширные кварталы и микрорайоны первых крупнопанельных домов (на Седова, Ивановской, на правом берегу Невы, в Купчине) - по площадям равные целым городам; высотные дома на проспекте Славы и др.

Наиболее "гуманными" (т.е. приближенными к нормальным запросам людей) из жилых строений тех лет были застройки в Новой Деревне, которыми в 1960-е руководил архитектор В. Фромзель.

Спроектированные им 9-этажки с применением метода смещения образовали лучшие районы Гражданки (на проспекте Мориса Тереза, улице Орбели, 2-й Муринской и др.).

 

Текст подготовила Анна Тирле