Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Дом-коммуна инженеров и писателей

Дома-коммуны стали появляться в городе практически сразу после Октябрьской революции. Дома-коммуны идеально сочетались с большевистской идеологией, они должны были стать образцовыми домами для всех  трудящихся. Идеологи устройства таких домов считали, что идеи равенства, братства, свободы объединяет людей настолько, что жизнь в коммуне станет для них светлой и радостной. Считалось, что дома-коммуны способствуют самоуправлению, переустройству быта, а также освободят женщину от рабского домашнего труда. По планам разработчиков, в этих домах должна была быть общая кухня на каждом этаже, библиотека, театральный зал, и т.д.

В реальности все выглядело так:  дома-коммуны, как правило, принадлежали какому-либо предприятию, семья или человек имели свою комнату, а кухня, туалеты или ванная находились в общем распоряжении. При этом правила внутреннего распорядка для жителей дома устанавливались управлением завода или другого учреждения. В 20-е годы многие архитекторы, социологи и строители утверждали, что невозможно обновить быт трудящихся в старых домах, поэтому для трудящихся необходимо строить именно дома-коммуны. Главный принцип их устройства заключался в выделении из квартиры функций питания человека или семьи, воспитания детей и домашних обязанностей, и в подчинении каждого строго регламентированным правилам внутреннего распорядка. В домах-коммунах также осуществлялся необходимый контроль за общественной и личной жизнью товарищей.

Дом-коммуна инженеров и писателей на улице Рубинштейна был построен в 1927 году по проекту архитектора А.А. Оля. Это памятник архитектуры раннего конструктивизма. Внешний облик дома аскетичен, а его внутренняя планировка целиком подчинена функциональному назначению. Фасад здания строгий, сдержанный, со сдвоенными балкончиками. В доме было пятьдесят две квартиры, но в них не было кухонь. Имелись общие для всех комнаты отдыха, детские комнаты, вешалки, столовая на двести мест и др.

Коммуна просуществовала несколько лет и распалась – стало очевидной вся несостоятельность романтических идей молодых строителей новой жизни. В этом доме жила известная ленинградская поэтесса Ольга Бертгольц, которая в своих воспоминаниях назвала его «самым нелепым домом в Ленинграде». В городе сам дом часто называли «Слеза социализма», а его обитателей – «Слезницами».