Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Клуб «Бродячая собака»

Литературно-артистический ночной клуб-кабаре «Бродячая собака» был открыт в новогоднюю ночь с 1911 на 1912 год в известном культурном центре Петербурга начала XX века, доме Жако. Этот дом, входящий в состав ансамбля площади Искусств, возвели в 1820-х – 1833 годах под руководством Паоло Жако.

Здание выполнено в классическом стиле. Внешний фасад дома, украшенный сложным лепным карнизом, оформлен по проекту выдающегося зодчего К.И. Росси. Один из дворовых фасадов имеет трехъярусную галерею с колоннадами дорического ордера.

После постройки дома в него переехала семья графов Виельгорских. В их доме каждую неделю устраивались концерты и проводились музыкальные вечера. Позже в доме жил известный дипломат Я.А. Дашков. Его сын, Павел Яковлевич Дашков, собрал уникальную коллекцию книг, портретов, гравюр, рукописей и документов по русской истории. Доступ к архиву был свободным, и с ним работали ученые-историки и любители. Клуб «Бродячая собака» был создан Художественным обществом Интимного театра Санкт-Петербурга, а среди его учредителей значатся: писатель А.Н. Толстой, художники М.В. Добужинский, С.Ю. Судейкин и Н.Н. Сапунов, архитектор И.А. Фомин и другие.

Владельцем клуба и арендатором помещения стал режиссер и артист Борис Константинович Пронин, кроме того, он придумал и название для клуба. «Бродячая собака» разместилась в подвале второго двора дома Жако, в котором было две комнаты и маленький кабинет директора.

Стены одной из комнат оформили росписью из геометрических фигур в стиле кубизма. Другая комната была расписана художником С.Ю. Судейкиным различными фигурами арлекинов, пьеро, красавиц и арапчат, сказочными птицами и цветами. Вместе они производили странное, фантастическое впечатление. Одно из помещений было отведено под зрительный зал на восемьдесят мест. Над входом в зал повесили герб «Собаки», который изображали также на пригласительных билетах и афишах. Можно сказать, что в клубе осуществлялась одна из важных идей начала XX века – синтез искусств: поэзии, живописи, театра и музыки.

Здесь также развивалась культура русского и европейского авангарда. К открытию  «Бродячей собаки» поэт В.Г. Князев сочинил «Собачий гимн» на музыку композитора и пианиста В.А. Шписа фон Эшенбрука, который начинался словами:

File:Stray dog logo 1912.jpg

Во втором дворе подвал,
В нем – приют собачий.
Каждый, кто сюда попал –
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!
Первый пункт клубного устава, редактором которого был граф А.Н. Толстой, гласил: «Никому ни за что не выплачивается никакого гонорара. Все работают бесплатно». На открытие клуба прибыл весь «цвет» петербургских любителей искусства. У входа на конторке их ждала «Свиная книга», в которой оставляли автографы и экспромты, делали зарисовки.

Сначала клуб открывался для посетителей лишь по средам и субботам, но позднее - почти каждую ночь с сентября по май (летом выезжали за город). В «Бродячей собаке» царил дух творчества, свободной импровизации – здесь проходили маскарады и концерты, вечера песни и танца, поэзии и пантомимы, лекции и диспуты, спектакли и выставки картин и т.д. Любой из посетителей клуба неожиданно мог стать участником театрального действия. Вечера делились на «объявленные» (пускали приглашенных» и «необъявленные» (только для «своих»).

«Бродячую собаку» посещали такие известные личности, как М. Горький, В. Маяковский, С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев и многие другие. В клубе выступал французский поэт Поль Флор, глава итальянских футуристов Томмазо Маринетти, играла музыка композитора и блестящего импровизатора Н.К. Цыбульского, танцевали актрисы П.О. Гросс (Богданова-Бельская) и О.А. Глебова-Судейкина и т.д. Клуб был закрыт в 1915 году за нарушение некоторых правил режима военного времени. В 2001 году в одном из помещений дома Жако вновь открылся арт-подвал «Бродячая собака», в котором разместились театр-кабаре, художественная галерея, кафе и бар.