Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Казанский собор

В начале XVIII века на месте собора располагалась Переведенская слобода «работных людей». В 1733 – 1737 годах здесь, на Невском проспекте под руководством архитектора М.Г. Земцова была построена каменная церковь Рождества Богородицы со шпилем, напоминавшая Петропавловский собор. Именно в этой церкви хранилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери – покровительницы дома Романовых.

В конце XVIII века было решено построить на месте этой церкви величественный собор, вид которого соответствовал бы значению чудотворной иконы. По личному распоряжению Павла I новый храм должен был строиться по образцу собора Св. Петра в Риме. Для строительства собора был объявлен конкурс, но ни один из представленных проектов  так и не был принят. Наконец, в 1800 году был утвержден проект выдающегося русского архитектора А.Н. Воронихина.

Строительство Казанского собора стало самым известным творением этого мастера. При планировке собора Воронихин столкнулся с большими сложностями. В православных храмах алтарь всегда смотрит на восток, а главный вход должен располагаться на западной стороне. Однако на Невский проспект Казанский собор выходит своим боковым, северным фасадом. С одной стороны Воронихин должен был построить нечто грандиозное, вписывающееся в общую панораму этой части Большой першпективы (Невского проспекта), а с другой – соблюсти правила церковного строительства. В римском соборе св. Петра колоннада находится на площади перед главным входом. Здесь же колоннада оформляет боковой фасад, выходящий к Невскому проспекту. Величественная колоннада собора состоит из 96 коринфских колонн, которые поставлены в четыре ряда. Таким образом, она охватывает площадь перед проспектом двумя изогнутыми крыльями. Само здание храма имеет в плане форму вытянутого с запада на восток латинского креста. У собора три входа: северный (с Невского проспекта), южный и главный – западный (с Казанской улицы). Напротив главного входа в храм располагается небольшая площадь, ограниченная полукольцом чугунной решетки протяженностью порядка ста семидесяти одного метра.

Все три входа Казанского собора украшены шестиколонными портиками с треугольными фронтонами, на которых изображен барельеф «Всевидящее око». По всему периметру Казанского собора сверху проходит массивный аттик. В облицовке собора и колоннады использовался пудожский камень светло-желтого цвета. Стройны купол, целиком собранный из кованого железа и покрытый белой жестью, покоится на высоком барабане, украшенном пилястрами. Легкость и воздушность колоннам придают вертикальные желобки – каннелюры. По замыслам Воронихина полукруглая колоннада должна была разместиться и с южной стороны собора, однако эти планы не были осуществлены.

Казанский собор богато украшен скульптурой. Здесь имеются работы таких мастеров, как И.П. Мартос, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, И.П. Прокофьев и другие. В нишах у северного портика были установлены бронзовые фигуры князя Владимира, Иоанна Крестителя, Александра Невского и Андрея Первозванного, а также барельефы: «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет». Главный вход украшают барельефы: «Успение», «Явление иконы Казанской Божьей Матери», «Покров Богородицы», «Взятие Богородицы на небо». Над алтарным выступом - апсидой имеется также барельеф «Вход в Иерусалим».

Внутренне убранство собора представляет собой величественный трехнефный зал высотой 62 метра. Два ряда из 56 коринфских гранитных колонн с бронзовыми капителями являются опорой для арок и парусов, поддерживающих  барабан и купол диаметром более шестнадцати метров.  

Строительство Казанского собора велось с 1801 по 1811 года. Во время торжественной церемонии освящения храма в него была внесена чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Вскоре после своего открытия Казанский собор стал святыней русской воинской славы в Отечественной войне 1812 года. В храме хранятся знамена и штандарты, ключи от взятых крепостей и городов, различные военные трофеи и реликвии. В 1813 году под сводами собора был погребен прах Михаила Илларионовича Кутузова. К 25-й годовщине победы над армией Наполеона на площади перед Невским проспектом состоялось торжественное открытие памятников М.И. Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Б.И. Орловского.

Во времена советской власти, в 1932 году в Казанском соборе открылся Музей истории религии и атеизма. В декабре 1999 года Казанский собор снова стал кафедральным.

Читайте также: История Санкт-Петербурга. Строительство Казанского собора