Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Екатерининский дворец, Царское село

Екатерининский дворец, Царское село

Пригороды Санкт-Петербурга

Первый каменный дворец в Царском Селе был построен в 1717-1724 годах по проекту архитектора И. Браунштейна для Екатерины I. Дворец назывался «Каменными палаты» и представлял собой небольшое двухэтажное здание, типичное для дворцовых построек в России начала 18 века.

Елизавета Петровна, взойдя на престол, повелела перестроить Екатерининский дворец. Первое время проектом перестройки дворца занимался архитектор Земцов, позже на смену ему пришли архитекторы Квасов, Трезини и Чевакинский. К 1751 году скромные «каменные палаты о 16 светлицах» были превращены в огромный, роскошный дворец с церковью и полукруглыми служебными корпусами, которые обрамляли Парадный двор.

Свой окончательный облик Екатерининский дворец приобрел благодаря знаменитому архитектору Б.Ф. Растрелли. Именно в том виде, который придал дворцу Растрелли (с некоторыми незначительными изменениями), он и дошел до наших дней.

Растрелли перестроил Екатерининский дворец, при этом сохранив его основные элементы. Центральная часть дворца (или как ее еще называют «средний дом») была украшена фигурами атлантов и кариатид, вызолоченными декоративными масками (маскаронами) на фронтонах и над окнами, картушами и другими лепными украшениями.

От центральной части дворца отходили симметричные флигели, соединенные галереями. Растрелли органично включил их в общий план дворца, превратив в полноэтажные корпуса. Над северным корпусом возвышались пять позолоченных куполов Дворцовой церкви, а над южным, где находилось парадное крыльцо, высился большой позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. Растрелли был создан проект окончательного оформления Парадного двора, въезд во двор был украшен позолоченными воротами, также изготовленными по его рисунку.

Растрелли работал не только над внешним видом Екатерининского дворца, но и над его внутренним убранством, которое отличалось не меньшей роскошью. Растрелли создал Парадную анфиладу залов, которую из-за обилия золоченой резьбы прозвали «золотой». Екатерининский дворец был единственной из всех дворцовых построек Растрелли, в которой длина Парадной анфилады была равна протяженности всего здания.

В Екатерининском дворце есть множество знаменитых на весь мир интерьеров. Среди них можно особо выделить Картинный зал, стены которого украшены 130 живописными полотнами западноевропейских художников, и Янтарную комнату, которая располагалась сразу за ним.

В 1779 году рядом с южным корпусом Екатерининского дворца появился новый, Зубовский корпус, построенный по проекту архитектора Фельтена и выдержанный в строгой и величавой манере классицизма. Вслед за ним появились три связанные между собой постройки Камерона – Холодная баня, Агатовый павильон и Камеронова галерея. С северного торца Екатерининского дворца было выстроено здание Церковного корпуса, связанное аркой-переходом с другим зданием, в котором впоследствии разместился Царскосельский лицей.

Некоторые изменения коснулись также и интерьеров дворца. Личные апартаменты Екатерины II и комнаты, предназначавшиеся цесаревичу Павлу с супругой, были переоформлены в стиле классицизма знатоком античной архитектуры Камероном. В 1817 году архитектор Стасов создал для Александра I строгий и холодноватый интерьер Парадного кабинета.