Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Мост Ломоносова

Являясь одним из архитектурных памятников Санкт-Петербурга, мост Ломоносова, бывший Чернышев, располагается через реку Фонтанку, на ее пересечении с улицей Ломоносова.               

В 1785—1787 годах, на месте ранее существовавшего деревянного моста, был выстроен новый, каменный, трехпролетный мост по проекту инженера Ж.-Р. Перроне. Длина нового строения составила 57 метров, а ширина - 14,6 метра. В первое время своей жизни это сооружение носило гордое название Екатерининский, в честь императрицы Екатерины II. Однако постепенно, наряду с официальным наименованием, в народе привилось другое имя моста – Чернышев, так как трасса его проходила по оси переулка, носившего аналогичное название. Сам переулок стал Чернышевым благодаря располагавшейся здесь усадьбе генерал-аншефа Г. П. Чернышева, являвшегося участником Азовского похода и сражений при Нарве и Полтаве.            

most lomonosova1

Имеющий двоякое название мост, стоял на каменных опорах. Береговые пролетные строения были каменными, арочными, с башнями на быках, в которых размещались подъемные механизмы. Башни эти представляли собой открытые беседки, состоящие из слабо рустованных колонок, поддерживающих антаблементы дорического ордера, и увенчанные искусно вырубленными из серого гранита сферическими куполами, с шаровидными золочеными урнами. Центральный пролет моста, выполненный из дерева, был разводным, двукрылым.                

Со временем, оскудевшее судоходство по Фонтанке, отбросило необходимость в разводном пролете, вследствие чего, в 1859 году, он был заменен деревянной подкосной фермой. Некогда необходимые для его подъема тяжелые цепи, теперь свисали между четырьмя башенными надстройками, служа своеобразным декором этого строения. Ограждения моста были решены в довольно простом виде, и представляли собой металлические секции, с установленными между гранитными тумбами.

В начале 20 века Чернышев мост попытались утилизировать, но добиться этого так и не получилось. Возможно, благодаря этому, из шести типовых мостов на Фонтанке, этому мосту удалось сохраниться до нашего времени. Неудавшаяся утилизация обернулась для  Чернышева моста капитальным ремонтом, произошедшим в 1912-1913 годы. В ходе этой реконструкции, по проекту инженера А. П. Пшеницкого, были усилены опоры и свод, заменены деревянные пролетные строения на металлические балочные, и сменена часть облицовки моста. В середине 1915 года, мост получил уникальные гранитные фонари-обелиски с морскими коньками, выполненные по проекту архитектора И. А. Фомина.               

В 1948 году Чернышев мост получил новое имя, и стал называться в память великого русского ученого М. В. Ломоносова.                  

Дальнейшие ремонтные и реставрационные работы на мосту Ломоносова, проводились регулярно, в 1950-1952, 1967 и 1986 годах. В результате на мосту были восстановлены, утраченные к тому моменту, гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами.

В мае нынешнего, 2006 года, после очередной реставрации, длившейся почти полгода, знаменитые фонари с медными морскими коньками вернулись на свои законные места. Нельзя не отметить, что данные фонари являют собой по истине настоящее произведение искусства. Имеющие шестигранную форму, они поддерживаются фигурами морских коньков- гиппокампов, выполненных из выколотной меди. Реставрация этих шедевров была вызвана тем, что из-за большой нагрузки на мост, крепления фонарей просели и стали опасны для пешеходов. Кроме того, от снега и дождя потускнела их позолота. Теперь же, отреставрированные и заново покрытые сусальным золотом, уникальные фонари вновь радуют взор горожан и гостей Северной столицы.

Текст подготовила Анжелика Лихачева