Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Зеленый мост

Зелёный (Полицейский) мост, расположенный через реку Мойку, стал первым чугунным сооружением в Санкт-Петербурге. Его появлению в 1716 году предшествовало создание на левом берегу Невы «Большой перспективной дороги», известной в настоящее время как Невский проспект. Именно при пересечении этой новой магистрали с Мойкой, возникла необходимость переправы, которой и стал простенький, деревянный Зеленый мост. В 1730 году строение было выкрашено в зеленый цвет, от чего и возникло его название. В 1770 годах у моста появилось другое название – Полицейский, родившееся от расположенного неподалеку дома петербургского генерал-полицмейстера.

В 1806 году на месте старого деревянного моста был построен новый, чугунный, возведенный по проекту и под руководством архитектора В. Гесте. Пролет моста был перекрыт пологим сводом, выполненным из пустотелых чугунных блоков, в стенках которых имелись отверстия, предназначенные для соединяющих болтов.

Необходимо отметить, что проект моста получился настолько удачным, что был признан типовым проектом для остальных мостов через Мойку, став, таким образом, первым в мире типовым проектом для металлических мостовых сооружений. Действительно, замечательность данного проекта наглядно отражается в конструкции Зеленого моста, которое становится еще более очевидным  от того, что строение получилось изящным и легким. Подобными свойствами  мост обладает благодаря прочности чугуна, которая позволила сделать арку сооружения гораздо тоньше и живописнее, нежели это бывает у тяжеловесных гранитных мостов.

В 1842 году Зеленый-Полицейский мост был расширен для того, чтобы он мог свободно пропускать все оживленное движение Невского проспекта. В 1844 году на мосту была выложена первая мостовая из асфальтовых кубиков, не встречавшаяся ранее в российской практике мостостроения. Сделано это было потому, что во всем Петербурге не встречалось более езды, как по Зеленому мосту. В период с 1904 по 1907 годы мост был вновь расширен, давая возможность к существованию трамвайным линиям. В тот же отрезок времени, стараниями архитектора Л. Ильина, на мосту были установлены фонари.

В советское время, начиная с 1918 года, и заканчивая 1998, мост официально именовался Народным, тем не менее, это название не прижились, и вместе с возвращением в нашу страну капитализма, вернулись и исторические названия строений, в числе которых было и Зеленое наименование первого чугунного моста через Мойку.

Текст подготовила Анжелика Лихачева