Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Володарский мост

Володарский мост, раскинувшийся через Неву, соединяет Ивановскую и Народную улицы Санкт-Петербурга. Свое название мост получил в честь известного революционного деятеля В. Володарского, убитого в 1918 в районе будущего моста. Строительство сооружения происходило в 1932-1936 годах по проекту инженеров В. И. Крыжановского, Г. П. Передерий и архитекторов А. С. Никольского и К. М. Дмитриева, который, как и подобало сооружениям того времени, был выдержан в духе конструктивизма. Проектируемый мост выглядел трехпролетным, железобетонным, с двукрылым разводным пролётом в центре. К слову сказать, на тот момент времени, Володарский мост был одним из первых крупных советских мостовых проектов. Из-за этого, будущее строительство было тщательно спланировано, и на практике применены технологические и архитектурные новшества. Так, впервые проезд транспорта по набережным был устроен под боковыми пролетами, что в последствии стало типовой схемой при постройке московских мостов. Так же, впервые, была использована трубчатая арматура при создании арочных конструкций боковых пролётов, а разводной пролет перекрыт фермами, металлические части, которых были соединены с использованием сварки. По правде сказать, это было очень смелое решение, ведь в 1931 году, когда проектировался мост, еще не было опыта по применению электросварки в столь масштабных сооружениях. Пешеходная часть моста отделялась от проезжей балюстрадами, что имело большое значение в предотвращении несчастных случаев. В 1936 году Володарский мост был сдан в эксплуатацию, и 7 ноября по нему началось движение. Известно, что на возведенный мост возлагались большие надежды и задачи, так как он должен был на долгие годы обеспечить надежное транспортное сообщение с Правым берегом Невы.

На мосту была открыта трамвайная линия, шедшая по всему Правому берегу до самого Охтинского моста. Это открывало возможность жителям города свободно добираться в его центральную часть, ведь на тот момент, еще не существовало ни метро, ни моста Александра Невского. С постройкой Володарского моста, открылась большая перспектива развития центральной дуговой магистрали, прокладываемой по направлению к Дому Советов. Возведение новых домов по этой магистрали составили единый архитектурный ансамбль, являя собой яркий пример преобразования жилой окраины капиталистического Петербурга в один из главных районов социалистического Ленинграда.

Рядом с самим мостом был возведен памятник погибшему революционеру В. Воладарскому. Статуя героя революционного времени была выполнена скульптором М. Манизером и поражала своим портретным сходством с человеком, именем которого был назван не только мост, но и весь б. Район Невской заставы. В последствии, после сдачи моста в эксплуатацию, памятник был перемещен к выстроенному вскоре Володарскому Дому райсовета Володарского района. Возведенный мост по своему устройству напоминает Охтинский мост, построенный в начале века, и явно плохо вписывающийся в общий фон города. Несомненно, что авторы Володарского моста должны были учесть это обстоятельство и не повторять допущенных ранее градостроительных ошибок.

Но общий стиль тех лет, технический прогресс, идеи конструктивизма, и даже своеобразная "мода" при создании железобетонных конструкций советской эпохи, возможно и сыграли отрицательную роль в решении облика моста. Ведь художественные качества сооружений подобного типа, во многом зависят от того, в какой мере их силуэт вписывается в общий пейзаж, насколько они соответствуют характеру окружающей среды, гармонирует ли их образ с прибрежными застройками и являются ли они объединяющим звеном. С этой точки зрения мост Володарского нельзя считать удачным, поскольку он не соответствует ни одному из перечисленных условий.

Это трехпролетное строение, среднюю часть которого занимает двукрылый разводной пролет. Общая длина Володарского моста составляет 325,24 метра, ширина пешеходных тротуаров – по 3 метра, ширина между осями ферм – 20,2 метра, длина центрального разводного пролета – 43,6 метра, а длина боковых арочных пролетов – 101 метров. Масса противовесов насчитывает 400 тонн, масса одного разводного крыла – 385 тонн. Речные опоры возведены с помощью кессонных оснований, а береговые устои – на свайных. Из гибких железобетонных арок с жесткой затяжкой выполнены перекрытия боковых пролетов, а разводная часть сделана из стали.

Материалом для пролетных строений путепроводов стали железобетонные балки. В конце 80-х годов мост был в срочном порядке реконструирован, так как за пять с лишним десятилетий эксплуатации, железобетонные конструкции износились, в то время как нагрузка все возрастала, ведь поток транспорта неуклонно увеличивался, а рядом не было больше других мостов. Дело в том, что за 70 лет советской власти, планируемый к строительству еще один мост в створе Большого Смоленского проспекта, так и не был построен, а мост Александра Невского и Ладожский оказались расположенными уж очень далеко. Реконструкцией Володарского моста занялся «Ленгипротрансмост», главным инженером проекта стал Н.Г.Тихомиров.

На время ремонтных работ была сооружена временная разводная переправа, для того, чтобы сообщение между берегами не прекращалось, ведь Володарский мост заключал в себе большое количество маршрутов, к тому же на правом берегу отсутствовали станции метро. Временный мост, возведение которого началось в 1986 году, располагался немного ниже по течению, рядом с Невским райсоветом и пользоваться им могли только машины специальных экстренных служб и автобусы, следующие по маршрутам городского транспорта.

volodarskij most

В 1988 году движение по Володарскому мосту было прекращено. В ходе реконструкции было выявлено, что конструкции моста вполне пригодны для дальнейшего использования, и поэтому они были аккуратным способом демонтированы с целью их использования в каком-либо другом строительстве. После чего, к месту проведения работ по реконструкции, были доставлены новые пролетные строения – цельносварные металлические конструкции. Высота опор моста так же претерпела изменения, и была увеличена на 4 метра, что в значительной степени приподняло мост над водой. После установки новых пролетов, стал прорисовываться общий силуэт будущей переправы – дугообразный, выгнутый словно лук. С реконструкцией увеличилась и ширина моста, достигшая 36 метров. В 2003 году была произведена еще небольшая доработка сооружения – обработана наружная поверхность моста и заменено состарившееся асфальтовое покрытие.

На сегодняшний день можно сказать, что мост испытывает предельные нагрузки. Обусловлено это в первую очередь возросшим во много раз за последние годы количеством транзитного транспорта. По оценкам экспертов, в настоящий момент 1 год службы моста можно приравнять к 5 годам его спокойной жизни.

Текст подготовила Анжелика Лихачева