Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Большой Крестовский мост

Большой Крестовский мост, возведенный через Малую Невку, расположен в створе улиц Петроградской и Большой Зеленина и соединяет Крестовый и Петроградский острова. Если пройти далее, по немного извилистой дороге, можно выйти к центральному входу в главный парк Петербурга – ЦПКиО. Примечательно, что в настоящее время в окрестностях этих мест началось активное строительство элитно жилья, так что возможно в недалеком будущем, главной достопримечательностью здесь будет не парк.                

Наименование моста, данное ему в 1850 году по случаю его сооружения, взято от Крестового острова. Выстроенный мост предстал деревянным, одиннадцатипролетным сооружением, которое впоследствии неоднократно подвергалось ремонтным работам.     

 Bolshoi Krestovskii most         

В период с 1950 по 1952 годы вместо деревянного моста был построен новый, металлический, цельносварный, пятипролетный с двукрылой разводной частью по середине конструкции. Новое сооружение было возведено по проекту инженера П. В. Андреевского и архитектора Л. А. Носкова. Длина  моста составила 149 метров, ширина – 25,5 метров, масса пролетных строений из металла – 815 тонн, а масса противовесов равна 325 тонн. Каждое крыло разводного пролета вращается вокруг своей оси и имеет жестко закрепленные противовесы. Раскрытие крыльев моста осуществляется при помощи электрических лебедок, но на случай непредвиденных обстоятельств, разводной механизм моста снабжен и ручным приводом. Нужно отметить, что Большой Крестовый мост не фигурирует в графике разводки петербургских мостов, и разведение его производится всего несколько раз в году, по особой на то заявке.

Речные опоры моста сделаны железобетонными, на высоких свайных ростверках, кстати этот мост явился первым в Петербурге, при устройстве опор которого был использован данный метод. Береговые устои, также выполненные из железобетона, установлены на деревянных свайных основаниях. Постоянные пролеты конструкции перекрывают  металлические, цельносварные, двухпролетные, неразрезные балки. Роль свай моста играют стальные трубы, заполненные армированным бетоном. Проезжая часть  выполнена из железобетонной плиты с асфальтобетонным покрытием. Стиль оформления перил и фонарей заимствован из готики, и внимательный зритель может заметить схожесть декора моста с решеткой Зимней канавки. Так, перила представляют собой секции между чугунными прямоугольными тумбами, верх которых украшают перекрещенные стрельчатые арки, а фонарные столбы сделаны высокими, круглыми, суживающимися кверху. Светильники имеют форму многогранных фонарей, и крепятся к металлическим стойкам фигурными кронштейнами.                

В дальнейшем времени, производимый ремонт и усовершенствования значительно облегчали жизнь этого моста. Его капитальный ремонт  был произведен в 1993 году, а 2005 году мост был вновь реконструирован. Сделано это было для обеспечения безопасного пешеходного движения, ведь чугунные оградительные перила на эстакаде, переброшенной через Октябрьскую железную дорогу, не подвергались ремонту практически 50 лет.

1200px Bolshoi Krestovskii bridge St Petersburg oblique view

За этот период времени, они сильно проржавели, расшатались и рисковали обрушиться в любой момент от прикосновений идущих по мосту людей. Для предотвращения обвала перил на железнодорожные пути, они были в срочном порядке отремонтированы, основательно закреплены, а некоторые столбы, из которых состоит ограждение, и вовсе – заменены. Внешний вид моста при этом, однако, ни чуть не изменился.

В нынешнем, 2006 году, стал известен факт намерения городской администрации Петербурга вновь существенно реконструировать Большой Крестовский мост, наряду с другими девятью деревянными мостами города. В ходе реконструкции планируется сделать мост неразводным, что позволит значительно повысить его надежность и уменьшить финансовые затраты на его содержание.

1200px Bolshoi Krestovskii bridge St Petersburg fence horz

 

  Текст подготовила Анжелика Лихачева