Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Литейный мост

Шестипролетный Литейный мост, являясь одним из главных мостов на Неве, соединяет центральные районы Петербурга с Выборгской стороной, и перекинут через главное русло реки в самой глубокой его части, достигающей практически 24 метра. Перпендикулярно мосту, от Невского проспекта, начинается Литейный проспект, прямым продолжением которому и служит выстроенный мост. Далее, на Выборгской стороне, с моста можно попасть на улицу Академика Лебедева, которая вскоре заканчивается в заводских кварталах. Чуть раньше, направо от этой  улицы, при желании, можно попасть на Финляндский вокзал.    

1Liteinii most

Длина Литейного моста равна 396 метров, а ширина  - 34 метра. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонн.

Свое название мост получил от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу Невы. Решение о сооружении моста было принято на самом высоком государственном уровне. Необходимость в этом возникла тогда, когда в конце 19 века Выборгская сторона приобрела статус быстро развивающегося центра фабричной и заводской жизни, и существовавший в то время наплавной мост стал катастрофически не справляться с увеличившимся во много раз объемом грузопотока. Такое положение дел заставило принимать срочные меры, и вот 22 августа 1869 года городская Дума Петербурга вынесла свой вердикт: «Быть новому мосту!». С этого момента был объявлен большой конкурс, в котором участвовали многое иностранные инженерные и архитектурные гении, представившие свои проекты. Из 17-ти предъявленных на конкурс, победу одержал проект  русского военного инженера А.Е.Струве, который предложил самое экономичное и элегантное решение.

2litejnyj most

Так, в 1875 году, 30 августа,  и были начаты работы по строительству нового моста, руководить которыми был назначен  А.Е.Струве, а помогали ему в этом инженеры Баторский, Мазинг Вратновский, и Альберт. Нужно отметить, что впервые в России при сооружении этого моста был применен кессонный метод строительства. Заключался он в том, что на дно Невы, достигающее в этом месте своей максимальной глубины, опускались большие металлические ящики. Затем, под большим давлением из них выкачивалась вода, после чего в кессоны могли спускаться рабочие, чтобы копать грунт и забивать сваи. На этом,  технические новинки, не встречавшиеся в мире до того времени, и примененные в строительстве Литейного моста, не заканчивались. Широкое и смелое применение стали в качестве материала при изготовлении несущих элементов пролетных строений, было в те дни настоящей сенсацией. Кроме того, Литейный мост стал первым в мире мостом, освещенный электричеством. Случилось это благодаря русскому физику Павлу Яблочкову, который изобрел первую в мире электрическую лампочку, названную свечой Яблочкова. После того, как ученый запатентовал свое изобретение в Европе, он вернулся в Россию и открыл электротехнический завод, надеясь наладить свое дело. Но, вот странность, консервативные соотечественники не торопились покупать новинку. Ситуацию спасли, подрядчики, строившие мост, которые решили опробовать изобретение. Так, Литейный мост вошел в мировую историю инженерных сооружений и архитектуры.

3litejnyj most

Нельзя не отметить, что при строительстве моста не обошлось и без трагичных моментов. Дело в том, что неблагоприятные условия при подводных работах, привели к человеческим жертвам. Так, 16 сентября 1876 года пять человек погибло, когда жидкий грунт со дна Невы хлынул в кессон из-за резкого оседания опоры. Еще девять жизней рабочих было унесено взрывом в одном из кессонов, когда производились работы по закладке фундамента под речные опоры. 

Не смотря на эти неудачи, сооружение моста было закончено в намеченный срок, и 30 сентября 1879 года, спустя 4 года с начала работ, мост был торжественно открыт. Приятно, что все участники строительства были удостоены наград, а сам Струве получил  чин генерал-майора. Решением городской Думы, новому сооружению было присвоено имя императора Александра II, но петербуржцы окрестили его по-своему – Литейный. Так, не прижившееся название кануло в лету,  да и по правде сказать, народное название моста звучит гораздо органичнее.               

Возведенный мост предстал шестипролетным сооружением. Пять пролетов его перекрывали арочные клепанные металлические пролетные строения, а шестой пролет с разводным механизмом, располагающийся у левого берега Невы, перекрывался поворотной решетчатой фермой, так же сделанной из металла. При разводке моста, эта ферма вращалась на вертикальной оси, располагающейся на первой массивной и широкой речной опоре. Интересно, что разводка моста, предназначенная для свободного пропуска судов, приводилась в действие при помощи простейшего механизма, который функционировал с помощью восьми сильных рук рабочих. Со временем, разводное устройство моста было модернизировано и заменено на водяную турбину, мощностью 36 литров, питавшуюся от городского водопровода. К слову сказать, Литейный на тот период времени, был единственным мостом, имеющим такую систему разводного пролета.

4litejnyj most

Ограждением моста послужили перила двух видов. На разводном пролете были установлены металлические, кованные и с простым рисунком перила, которые казались легкими, почти прозрачными. На остальном протяжении конструкции моста перила тяжелые, с чугунными литыми секциями между такими же стойками. Справедливым будет отметить, что перила Литейного очень красивы и представляют собой по истине высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора  К.К. Рахау. В центре их секций изображены очаровательные невские русалки, держащие герб Петербурга -  щит с двумя якорями, морским и речным. Хвосты речных чаровниц изящно вплетены в фигурный растительный орнамент, побеги которых искусно  завиты в спирали. Просветы между боковыми плоскостями чугунных столбиков заполнены морскими животными фантастического вида, которые стремятся в водную пучину. Замечательно, что в рисунке решетки перил проступает тенденция, характерная  для архитектуры 2-й половины 19 века -  смешение стилей. Например, меандр, окаймляющий каждое ее звено, по праву считается излюбленным мотивом античности, то пышные листья, заполняющие решетку, напоминают стиль барокко.

5litejnyj most

Во время Великой Отечественной войны мост пострадал от попадания бомбы, которая буквально пробила его. Поэтому, а так же  в целях улучшения плавания судов, в 1966-1967 годах мост был практически обновлен и реконструирован по проекту архитектора Ю. И. Синицы и инженеров Н. Д. Шипова, К. П. Клочкова, Л. А. Вильдгрубе. Руководить этим процессом был назначен инженер Ю. Р. Кожуховский. В ходе реконструкции были заменены металлические строения, а разводной пролет, ставший раскрывающимся, перенесен к более глубокой части русла Невы. Необходимость такого совершенствования возникла из-за того, что прежний разводной пролет был мелок и тесен для крупных морских судов, которые в большом количестве стали приходить в Петербург  из Волго-Балтийского канала. Ширина моста также существенно изменилась – ее увеличили на 10 метров, благодаря чему на мосту появилась возможность организовать трехрядное движение транспорта. Разводное крыло моста достигло 55 метров и рекордного в мировой практике веса, а разводной механизм, снабженный гидроприводом, стал поднимать разводное пролетное строение, массой в 3225 тонн всего за 2 минуты. Реконструкция коснулась и внешнего вида моста, например, исчез огромный бык, расположенный вблизи берегового устоя, ранее служивший основой для вращения разводной части и так не вписывающийся в общий силуэт сооружения. Не остались без внимания и ограждения, которые были сохранны в первоначальном виде, и фонари, которые были заменены на новые, оформленные в духе художественных особенностей самой ограды. Одновременно, под мостом, были выложенные пешеходные дорожки, имеющие гранитные спуски к воде. На обоих берегах реки, на въездах на мост,  были сделаны развязки движения транспорта в двух уровнях.

Liteyny Bridge plate and Cruiser Aurora

На сегодняшний день, облик Литейного моста в некоторой степени перекликается с контурами своего предшественника, но выглядит вполне современно. Пролеты его перекрыты стальными балками, очертаниями которым служат плавные кривые линии. Опоры моста одеты в нежный, светло-розовый гранит. Тем не менее, Литейный мост представляет собой типичное инженерное сооружение эпохи развития капитализма, когда даже к таким масштабным объектам градостроительной архитектуры, не предъявлялись особые художественные требования.

Текст подготовила Анжелика Лихачева