Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Театральный и Мало-Конюшенный мост

Уникальная мостовая композиция, расположенная в месте соединения реки Мойки и канала Грибоедова, состоит из сходящихся в одной точке Театрального моста, через канал Грибоедова, Мало-Конюшенного моста через Мойку, и сухопутного моста-дамбы между двумя реками, известного под простым названием – Пешеходный. Театральный и Мало-Конюшенный мосты так близко расположены друг к другу, несмотря на то, что первый перекинут через Мойку, а второй – через канал Грибоедова, что порознь их обычно просто не рассматривают. Эти два моста имеют даже несколько общих, неофициальных названий – «Трехарочный», «Тройной» или «Трёхколенный» мост.

История мостов уходит своими корнями в глубь 18 века, когда в точке пересечения Мойки и канала Грибоедова, появились два узеньких деревянных мостика. Первоначально Театральный мост нарекли Перво-Конюшенным, но после постройки на Царицыном лугу (будущее Марсово поле) деревянного театра, предназначавшегося для выступлений иностранных гастролеров, строению было дано новое название, которое оно носит и по сей день.

739124

С приходом 19 века, было разработан целый ряд проектов, предусматривающих замену старых деревянных Театрального и Мало-Конюшенного мостов на каменные или металлические. Однако новое строительство по каким-либо причинам постоянно откладывалось и переносилось. В основном такое замешательство было вызвано строительством в городе других, более важных сооружений. Так, например, в тот период времени, как раз происходило формирование архитектурного ансамбля площади Искусств и градостроители просто не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга.

Такая ситуация складывалась до 1807 года, пока архитектор К.И. Росси не принялся таки перепроектировать район, в котором ему предстояло строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича, между тогдашним Екатерининским каналом и Фонтанкой. Среди прочих объектов, задуманного архитектурного комплекса, были и проекты двух необычных мостов, изюминка которых крылась в том, что мосты, опирающиеся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, сходились в общей опоре на середине Мойки. Тогда же эта необычная композиция из мостов, впервые получила свое простонародное название - Трёхарочный мост. Тем не менее, официально за двумя новыми мостами оставили прежние названия, оставшиеся от прежних деревянных мостиков - Мало-Конюшенный и Театральный.

teatralnyj i malo konyushennyj most2

Смелый проект К.И. Росси, в окончательном своем виде скорректированный  инженером Е. А. Адамом, был воплощен в жизнь в период с 1829 по 1830 годы, под руководством В. К. Треттера. Известно, что между градостроителями разгорелся спор, по поводу декора новых сооружений. Адам предлагал  выполнить ограды и фонари мостов в различном оформлении, однако Треттер настоял на том, чтобы мосты, составляющие одну композицию, выглядели единообразно. Таким образом, и Театральный, и Мало-Конюшенный мосты, стали иметь по одному пролету, перекрытому чугунными сводами из тюбингов, а также схожие торшеры и чугунные перильные ограждения, выполненные в стиле позднего классицизма. Так, в декоре строений преобладают элементы растительного узора – решетку ограды составляют  вертикальные круглые стержни с капителями в виде нераспустившихся бутонов, а в центре каждого ее звена расположены маски Медузы Горгоны с полумесяцем, окружённые пальмовыми листьями и ветвями. Детали перил, покрытые сусальным золотом, особенно хорошо выделяются на их общем фоне. Арочные пролеты мостов составили чугунные секции, скрепленные болтами. Одинаковой у мостов стала и их ширина – около 15,6 метров, однако длины их заметно различаются: Театральный мост составляет 18 метров, а Мало-Конюшенный – 23 метра. Со стороны здания Главных императорских конюшен к Театральному мосту примыкает арка ложного Пешеходного моста, образуя, таким образом, с ним и Мало-Конюшенным мостом единую, пропорциональную и строго симметричную архитектурно-планировочную композицию.

 Вид на Мойку с Театрального моста

Хочется отметить, что композиция Тройного моста уникальна и в мировой практике мостостроения относится к истинным шедеврам. Поэтому не мало важным является тот факт, что исторический облик мостов сохранен до нашего времени без существенных изменений. Лишь в 1936 году, в процессе капитального ремонта мосты претерпели незначительную модернизацию: мостовое полотно заасфальтировали, а пешеходную часть отгородили от проезжей высокими гранитными поребриками. В 1952 году, при реставрации этих уникальных сооружений, был восстановлен первоначальный декор оград и фонарей, утраченных в смутном 1917 году. Последнюю свою реставрацию мостовой ансамбль пережил в 2001 году, когда мостовое полотно было вновь вымощено отесанным камнем, а автомобильное движение прекращено, дабы не разрушать памятник архитектуры первой половины 19 века, который к тому же, находится под охраной государства.

teatralnyj i malo konyushennyj most1

Текст подготовила Анжелика Лихачева