Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Старо-Никольский мост

Бывший Перешивкин мост, известный в настоящее время как Старо-Никольский, рас-положен по оси Садовой улицы, и пересекает собой Крюков канал, в том месте, где его воды  встречаются с водами канала Грибоедова.

Своим названием мост обязан расположенному рядом Никольскому собору, постро-енному в 1753-1762 годах по проекту архитектора С.И.Чевакинского. Нужно заметить, что Старо-Никольский мост, вместе с расположенными рядом  Ново-Никольским и Красногвар-дейским мостами через канал Грибоедова, образует красивый архитектурный ансамбль, в полной мере подтверждающий название Петербурга «Северной Венецией». Нельзя не при-знать, что место, где находится эта уникальная мостовая композиция, имеющая в своем со-ставе Старо-Никольский мост, считается одним из самых живописных районов Санкт-Петербурга. Немного далее, от этого мостового трио, канал Грибоедова подходит непосред-ственно к Садовой улице, где открывается удивительный вид на Никольский собор и на стройную четырехъярусную колокольню, стоящую на берегу Крюкова канала.

1staro nikolskij most

Ранее, с конца 1710-х годов, здесь существовала обычная деревянная переправа. За-тем, в  1784—1786 годах, был построен новый мост, не явивший, однако, собою какое-либо оригинальное сооружение, так как возводился он по типовому проекту, по которому были выстроены многие мосты этого петербургского района. Таким образом, Старо-Никольский мост стал стандартным трехпролетным, деревянным балочным сооружением, с облицован-ными гранитом опорами бутовой кладки, и с разводным пролетом в своей центральной час-ти. Тем не менее, справедливости ради, нужно сказать, что, несмотря на свое типовое строе-ние, этот охраняемый ныне государством мост, выглядит весьма изящно и красиво, благода-ря своим  художественным перилам, имеющим большое число криволинейных элементов и деталей растительного орнамента.

3staro nikolskij most

В течение всего 19-го столетия Старо-Никольский мост неоднократно, можно даже сказать, регулярно реставрировался, однако капитального ремонта так и не получил. В 1842 году на нем было заменено первоначальное перильное ограждение кованой решеткой, кото-рая сохранилась до нашего времени. В 1887 году были отремонтированы опоры моста.

В 1908 году мост и вовсе реконструировали, по проекту инженеров А. П. Пшеницкого, К. Б. Ефимьева, В. А. Берса, так как этого потребовала прокладка здесь трамвайных путей. После реконструкции пролетное строение Старо-Никольского моста стало состоять из металличе-ских клепаных трехпролетных неразрезных балок, переменного сечения. С целью расшире-ния моста тротуары оказались вынесенными на чугунные консоли. С опор строения удалили торшеры-обелиски с фонарями. Длина Старо-Никольского моста стала равна 28 метров, а ширина – 20 метров.

Staro Nikolskii bridge st petersburg upstream

В 2003 году, по инициативе Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству ад-министрации Петербурга, был проведен первый, за долгие годы эксплуатации, капитальный ремонт Старо-Никольского моста, на осуществление которого было выделено 45 миллионов рублей. Генеральным подрядчиком в этом процессе ремонтных работ, завершившихся в 2004 году,  выступило ООО "Ризалит", произведшее ремонт металлоконструкций основных эле-ментов моста, бетонирование плиты пролетного строения, усиление его устоев и опор, а так же устройство гидроизоляции. Кроме того, была сделана перекладка инженерных сетей, про-ведены дорожные работы и заменены трамвайные пути.

Текст подготовила Анжелика Лихачева