Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Мост Петра Великого в Санкт-Петербурге (Большеохтинский мост)

Мост Петра Великого в Санкт-Петербурге (Большеохтинский мост)

Мосты Санкт-Петербурга

Большеохтинский мост, соединяющий берега Невы, расположен недалеко от Смольного института, между Красногвардейской площадью и Тульской улицей. Тут, на одной стороне Невы  - Суворовский проспект, начинающийся от Невского (Староневского) проспекта, ведущий прямой дорогой к Смольному, а на другой стороне - Красногвардейская площадь, с которой дорога выводит к реке Охте, а дальше – в жилые кварталы, постройки еще сталинской эпохи.               

Длина моста достигает 335 метров, а  ширина – 23,5 метра. В общей сложности масса всех металлоконструкций Большеохтинского составляет 8920 тонн, в том числе масса противовесов — 1065 тонн.               

Свое название – Большеохтинский – мост получил от речки Большая Охта, впадающей неподалеку в Неву. Однако справедливо будет отметить, что первоначально он был назван мостом Императора Петра Великого. Строительство его было задумано в 1901 году, когда для разработки проекта был объявлен международный конкурс. 16 проектов из разных стран мира, в том числе Германии, Австро-Венгрии, США, Франции, Голландии и Испании, приняли участие в соревновании за право быть утвержденным. Но победителем, конечно же стал только один – внеконкурсный проект профессора Николаевской инженерной академии полковника Г. Г. Кривошеина и военного инженера подполковника В. П. Апышкова, которые представили свое детище под девизом  «Свобода судоходству!». Доработкой проекта занимались инженеры П. М. Шелоумов, С. П. Бобровский, Г. П. Передерий. Замечательно, что работы по строительству моста были проведены на редкость быстро, начавшись в 1908 году, они были закончены уже через три года.

Руководить строительством моста взялся сам создатель проекта - Г. Г. Кривошеин. Разводной пролет и  его механизм выполнил Петербургский Металлический завод, а подрядчиком на остальные работы была нанята одна из варшавских строительных фирм. Построенный в 1911 году мост явился одним из уникальных строений в Европе, ведь длина его неразводных пролетов в 136 метров по представлениям 20 века считалась просто рекордной для подобных городских мостов.               

В целом, вся конструкция моста  разделена на три части. Необычность его силуэту придают два боковых пролета, украшены гигантскими сквозными металлическими строениями в виде арок, перекрывающих пролет и образующих своеобразную крышу. К этим исполинским аркам словно подвешена проезжая часть моста. Двукрылое, также клепаное и металлическое строение перекрывает средний разводной пролет сооружения и по длине своей насчитывает 48 метров. Крылья разводной части, при необходимости, раскрываются вверх  и вращаются вокруг неподвижных горизонтальных осей. Опоры моста, одетые в гранит, имеют кессонные основания, за исключением левобережного устоя, который сооружен на свайном основании. Так же облицованы гранитом спуски к воде у береговых опор моста и башни управления подъемными механизмами, оформленные в виде маяков и расположенные по обеим сторонам разводного пролета. Башни эти, возвышающиеся над арочными фермами, увенчаны  фонарями, имеющими четырехгранную, кубическую форму. Полукруглые и низкие башенки, похожие на уменьшенные копии средневековых крепостных башен, пристроены к одной из сторон каждой башни и завершаются остроконечными полукуполами, сочетая в себе модерн и романский стиль архитектуры. На стенах башен прикреплены шесть бронзовых досок, на которых увековечены имена строителей этого шедевра. Оформление моста завершают тяжелые металлические порталы на въездах, ригели которых очерчены многоцентровой кривой, а стойки-пилоны, имеющие вертикальные прорези, украшены улиткообразными держателями, на которые подвешены плоские многогранные фонари.               

К слову сказать, внешний облик возведенного моста привел в восторг не многих. Создателей сооружения обвиняли в том, что мост кажется весьма громоздким, в то время как его центральная часть выглядит со стороны чересчур тонкой. Звучали так же замечания по поводу того, что разные элементы в оформлении конструкции моста не слишком сочетаются друг с другом, а сам мост и вовсе не вписывается в окружающий его пейзаж. Так или иначе, но мост был построен, и с этим решились многие транспортные проблемы, стоявшие так остро еще при Николае I, когда сообщение Большой Охты с центральной частью города производилось лишь путем лодочной переправы. К тому же, менее консервативные петербуржцы сочли новое строение нестандартным, оригинальным и в какой-то степени по-своему красивым. Интересно, что почти сразу же после открытия моста, по Петербургу пронесся слух, что на счастье в него поставили одну золотую заклепку, покрытую сверху тонким слоем железа. Однако, проверить правдоподобность этого предположения не представлялось возможным, ведь в конструкцию моста вошли не менее миллиона одинаковых заклепок.  

В 1982—1983 годах стараниями инженеров Р. Р. Шипова и А. Д. Гутцайта, а так же архитекторов Н. А. Дибцева и  Ю. Г. Шиндина была осуществлена транспортная развязка посредством путепровода на правом берегу Невы.               

В 1990-х годах Большеохтинский мост удостоился капитального ремонта и был реконструирован, сохранив, тем не менее, свою прежнюю конструкцию и внешний вид. Об этом позаботились инженера В. М. Жирухин, В. А. Паршин и  Н. Г. Тихомиров. Клепанные металлоконструкции разводного пролета были заменены цельносварными, поврежденные заклепки на арочных фермах сменились высокопрочными болтами, а электромеханический привод разводного механизма заменен на электрогидравлический. Проезжую часть моста стала покрывать металлическая ортотропная плита с асфальтобетонным слоем. По общему счету, на ремонт сооружения ушло более 48 000 квадратных метров асфальта и около 10 000 кубометров бетона, а так же около 4 000 квадратных метров поверхности конструкции были вновь облицованы гранитом. С 1997 года и по сей день, Большеохтинский мост открыт для движения, и является одной из достопримечательностей Петербурга. Тем более, что  после мастерски выполненной художественной подсветки, для которой на пролетных сооружениях было установлено более 1300 светильников мощностью до 1000 Ватт, мост преобразился и стал выглядеть волшебно, особенно в ночное время суток.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить