Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

1-й Садовый мост

В створе Садовой улицы и набережной Лебяжьей канавки, располагается 1-й Садовый мост, построенный через Мойку. Наряду с 1-м Инженерным и Нижнее-Лебяжим мостами, а так же в купе с гранитным обрамлением набережной, у лужайки Михайловского замка и решетками Летнего сада, этот уголок Петербурга, наверное, можно считать именно тем местом, из-за которого город прослыл северной Венецией.

1203057536

Название 1-го Садового моста произошло от расположенных рядом с ним Летнего и Михайловского садов. Известно, что в 18  веке, и до начала 19, этот мост носил название 2-го Царицынского, по расположенному рядом Царицыну лугу, а затем, вплоть до 1924 года он был Михайловским, по Михайловскому (Инженерному) замку.

Первая переправа возникла здесь в 1710-х годах и была в то время ничем не выделяющимся деревянным мостом, с подъемной средней частью, предназначенной для пропуска мачтовых судов.
Когда, в 1798—1801 годах, началась прокладка Церковного канала, у Михайловского замка, мост пришлось перестроить, превратив его в однопролетное, деревянное, с каменными опорами, строение. По прошествии относительно небольшого отрезка времени, в 1835—1836 годах, здесь, по проекту инженеров П. П. Базена, А. Д. Готмана, И. Ф. Буттаца, был сооружен другой, однопролетный, каменный, арочный мост. Он был облицован гранитом, и имел оградительную решетку художественного литья.

1 j sadovyj most

В 1906—1907 годах, в связи с возросшим транспортным движением по Садовой улице, существовавший  каменный мост было решено разобрать и  заменить его на металлический, проект которого разработал А. П. Пшеницкий. В августе 1906 года, во время разборки Михайловского моста, произошла катастрофа – мост обрушился вместе с находившимися на нем рабочими. В момент обрушения рабочие одновременно, с двух сторон, разбирали каменную арку сооружения. Оставшаяся не разобранной центральная часть арки, весившая около двух с половиной тысяч тонн, внезапно обрушилась на сваи, которые, не выдержав такой тяжести, обломились, увлекая за собой рабочих. Известно, что за несколько минут до трагедии, рабочие слышали предательский шорох сползающего камня, но не придали этому большого значения, так как подобные звуки не редкость при такого рода работах. Однако, всего через несколько мгновений, раздался уже не шорох, а оглушительный треск, с которым гранитная арка стала стремительно оседать. Падающие обломки  начали сбивать и заваливать людей. Некоторые рабочие сами прыгали в воду, пытаясь избежать смертельной опасности быть погребенными под грудой рухнувших камней. Место трагедии моментально привлекло к себе внушительную толпу зевак. Одновременно, к обрушившемуся мосту прибыли пожарные, которые  начали разбирать ближайшие от берега сваи, надеясь найти под ними задавленных обвалом людей. В результате спасательной операции, удалось спасти семеро рабочих, которых немедленно доставили в больницу. Еще трое рабочих, так и остались числиться пропавшими без вести, их не смог найти даже вызванный на место обвала водолаз. На следующий день, после несчастного случая, в больнице скончался еще один рабочий,  лишившийся при катастрофе обеих ног. Таков был печальный итог разборки Михайловского моста, завершивший не только его жизнь, но унесший жизнь нескольких людей. Тем не менее, печальная история с обвалом моста не долго занимала умы петербуржцев, поскольку  те дни в столице носили весьма вулканический характер. Ведь уже на следующий день, после трагедии, террористы  взорвали дачу премьер-министра Столыпина, на Аптекарском острове. Количество жертв при этом исчислялось десятками. Так что, трагические обстоятельства разборки моста, казались на этом фоне политической борьбы незначительными, и ни в коей мере не повлияли на дальнейшие строительные работы на месте бывшего Михайловского моста.

1200px 1st Sadoviy bridge

При строительстве нового моста, уцелевшие старые каменные опоры переложили, а  свод сделали из стальной 2-шарнирной арки. Архитектурное оформление нового моста было выполнено по проекту архитектора Л. А. Ильина. Однако окончательный декор моста был завершен лишь в 1913 году, когда на мосту, наконец то, были установлены перильные ограждения и фонари. Установленная чугунная решетка декорирована скрещенными копьями и изображениями круглых щитов, схожими с рисунком нижней части ворот у здания Русского музея, спроектированных Росси. Фонари, нашедшие свое место на этом мосту, представляют собой металлические пики, соединенные накладками из щитов и венков. Длина нового сооружения стала равна 33,8 метра, а его ширина 20,4 метра.

В дальнейшем, в 1951, 1967 и 1969 годах производилась регулярная реставрация этого мостового строения, при которой было восстановлено его архитектурное оформление, задуманное Л. А. Ильиным.  В 1967 году декоративные накладки были даже покрыты листовым золотом. В 2003 году был осуществлен капитальный ремонт 1-го Садового моста, в ходе которого были отреставрированы торшеры и позолочены детали художественного декора. 

1200px First Garden bridge St Petersburg fence horz


Текст подготовила Анжелика Лихачева