Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Большой Конюшенный мост

Расположенный в створе Конюшенного и Мошкова переулков, Большой Конюшенный мост пересекает Мойку, соединяя собою ее берега. Недлинный Конюшенный переулок незаметно переходит в Конюшенную улицу, которая выводит на Невский проспект, недалеко от Казанского собора. В обратном направлении, пройдя буквально несколько минут, можно очутиться на набережной Невы, между Дворцовой площадью и Летним Садом.

Bolshoi Konyushennii most

Первоначально, на месте Большого Конюшенного моста, существовал деревянный разводной мост, сооруженный в 1753 году, по проекту Германа ван Болеса. В то время набережная правого берега Мойки называлась Греческой, отчего и этот деревянный мост, обшитый досками и окрашенный «под камень», так же был известен, как Греческий. Возникновение этих названий было связано с тем, что в первые годы, после основания Петербурга, на северном берегу Мойки располагалась небольшая Греческая слободка, заселенная греками, нанятыми работать мастеровыми на Адмиралтейской верфи.

В 1828 году Греческий мост уступил свое место новому, однопролетному арочному сооружению из чугунных тюбингов, соединенных болтами. Этот мост, ставший именоваться Большим Конюшенным, из-за находящихся на левом берегу Мойки Главных императорских конюшен, был построен по проекту инженеров Е. А. Адама и В. К. Треттера.

1200px Bolshoy Konushenny Bridge SPB 01

Известно, что проект будущего Большого Конюшенного моста должен был соответствовать требованию, высказанному Николаем I – необходимо, чтобы мост соединил в себе «...всю возможную прочность и всю возможную красивость...». Нужно заметить, что в тот период времени, о котором идет речь, градостроители как раз стремились в своих творениях отразить всю красоту, парадность и величие русской столицы, так что подобное заявление императора не было чем-либо неожиданным или из ряда вон выходящим. Стараясь максимально удовлетворить требования государя, составление проекта было поручено инженер-полковнику Г. М. Треттеру, в то время как аналогичный проект Большого Конюшенного моста был уже разработан инженер-подполковником Е.А. Адамом, и более того - апробирован Комиссией проектов и смет ГУПС и ПЗ. Отчего проектирование одного моста было поручено сразу двум лицам, история умалчивает. Возможно, это было связано с тем, что администрация города решила не ограничивать себя в выборе решения поставленной градостроительной задачи, не объявляя, между тем, конкурса, и не поднимая ажиотаж.

 1200px Bolshoi Koniushennyi bridge St Petersburg fence

Между тем, проектирование будущего Большого Конюшенного моста, длилось весьма долго и сложно. 2 марта 1827 года, Треттер получил предложение незамедлительно приступить  к составлению проекта моста, который и был им представлен 31 марта 1827 года. Однако, предложенный Треттером план строительства, вдруг «сделался ненужным», так как другой проект, разработанный Адамом, был уже апробирован, и по нему была составлена смета.

Далее, в архивных документах говорится, что Адамом был вновь представлен новый проект моста 29 мая 1827 года, который и был утвержден императором 15 сентября того же года. Этот проект стал основой для детального проекта. Тем не менее, после разработки рабочего проекта, по неизвестным для нас причинам,  Адам выполнил еще два варианта проекта моста - один в октябре 1827 года,  а другой - в июле 1828 года.

Но даже на этом, проектная «эпопея» не закончилась. Случилось так, что при переговорах между представителями Совета путей сообщения и владельцем чугунолитейного завода Бердом, которые велись с целью размещения заказа на изготовление чугунных и металлических деталей, для сборки Большого Конюшенного моста, Берд предположил, что целесообразнее будет заменить чугунные ящики более легкими элементами - чугунными дугами. После этого разговора, спустя месяц, 28 января 1828 года,  Адам получил новое предписание о составлении другого проекта, в котором  несущими элементами пролетного строения должны были стать чугунные дуги, поскольку он отличаются легкостью и прочностью. Полученный заказ Адам выполнил, однако сведения о содержании данного проекта, и о причинах того, отчего эта схема не была дальше развита и не использовалась в практике петербургского мостостроения, отсутствуют. Так же не обнаружены и чертежи последнего варианта проекта с чугунными дугами, а потому трудно составить представление о преимуществах этой новой конструктивной схемы.

Как можно увидеть, проектирование относительно небольшого мостового сооружения затянулось аж на семнадцать месяцев. В конце концов, из числа многих, созданных за этот период времени, проектов, был осуществлен тот, который Адам составил в октябре 1827 года. Сооружение нового моста было возложено на автора его проекта. Кроме того, в качестве помощников, к нему были прикомандированы инженер-капитан В. А. Христианович и прапорщик Гензелинг, а надзор за работами осуществлял член Совета путей сообщения инженер генерал-майор Потье. Затянувшееся, из-за перипетий с проектированием, строительство моста началось  1 апреля 1828 года, а уже через девять месяцев, 6 декабря 1828 года, Большой Конюшенный мост открыт для движения.

Выполненные под своим руководством строительные работы, Адам охарактеризовал следующим образом: «...быки составлены из старых камней от ломки набережных и остатков прежних работ по Суворовскому мосту, но был произведен подбор их по цвету и по высоте... Что касается до внешних узоров - карнизов, фризов, кронштейнов, решеток и пр., то справедливость требует, чтобы я засвидетельствовал... отличное искусство, с которым оные отлиты в казенном литейном заводе».

Необходимо отметить, что придание внешнему облику Конюшенного моста «всей возможной красивости», которое являлось обязательным требованием этого социального заказа, не обуславливалось, однако, ни месторасположением сооружения, ни стилистической характеристикой окружающей его среды. Выстроенный на оси ничем не примечательного Мошкова (ныне Запорожского) переулка мост, должен был стать частью обычной жилой застройки, с  типичными доходными домами. Таким образом, Большой Конюшенный мост явил собой строгое, и, вместе с тем, пышно декорированное архитектурное сооружение, которое на фоне унылой застройки, смотрелось так, будто бы попало не на свое место.

 

Тем не менее, архитектура Большого Конюшенного моста и его изысканный декор заслуживают того, чтобы их описание было более подробным. Итак, возведенный мост предстал однопролетным сооружением, со сборной чугунной аркой, которая покоится на каменных береговых устоях, одетых в гранит. Основаниями для устоев служат деревянные ростверки, опирающиеся на сваи. Длина моста составила 17,6 метров, а ширина – 11,6 метров. Естественно, что Большой Конюшенный мост, проектируемый с такой тщательностью, выделился своей исключительной пышностью декора. Закрывающие пролетное строение, имеющее криволинейное очертание, фасадные профилированные чугунные доски, украшены барельефно изображенной орнаментикой. Перила моста составлены из часто расставленных дротиков с накладной арматурой и переплетенных венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками. Поддерживают перильные ограждения плоские фигурные кронштейны. Фонарные столбы, с восьмигранными фонарями в круглых чашах, установленные на гранитных парапетах, отличаются по истине высокохудожественным исполнением. Не последняя роль в декоре моста отведена и его окраске, где главным акцентом являются  вызолоченные детали.
Справедливо будет отметить, что конструктивная схема моста не внесла ничего нового в искусство мостостроения. Однако примененное усовершенствование, предложенное П. П. Базеном, значительно облегчило конструкцию моста. Заключалось это новаторское решение в том, что в щековых плоскостях тюбингов специально делались отверстия эллиптической формы, которые уменьшали их массы.

Вид с Большого Конюшенного моста на Круглый рынок. 1900 год.

Как показала история, Большой Конюшенный мост исправно прослужил 117 лет. Лишь в 1935 году, из-за деформации в опорах и пролетном строении моста, поверх чугунных арок уложили железобетонный свод. Тогда же были убраны ограждения, отделявшие проезжую часть от тротуаров. В результате этой реконструкции изменениям подверглась лишь конструктивная сущность моста, а его прекрасный внешний облик был сохранен.

В 1951 году, по проекту архитектора А. Л. Ротача, Ленмосттрест произвел реставрацию  торшеров с фонарями и решеток моста, которые были восстановлены по своему первоначальному проекту.

В заключении хочется добавить, что реконструкция, проведенная в 1935 году по проекту инженера М. И. Жданова и А. Д. Саперштейна, при которой произошла разгрузка чугунного свода моста, позволила сохранить этот шедевр архитектурного искусства, являющийся не только художественным произведением, но еще и памятником науки и техники. Именно благодаря этому, наши современники имеют счастье лицезреть всю эту красоту.


Текст подготовила Анжелика Лихачева