Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

История и тайны Биржевого моста

Мост, с которого можно увидеть Зимний Дворец (Эрмитаж), Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость. Он проложен через Малую Неву и соединяет Васильевский остров с Петроградским. Одной частью упирается в Ростральные колонны, другой опирается на Мытнинскую набережную. Биржевой мост относится к разводным, в период навигации его открывают. Самая близкая к нему станция метро – «Спортивная», фиолетовая ветка.

История создания

Эту переправу замыслил еще в конце 19-го века инженер Мазуров. Мост возвели в 1893-1894 годах, и он представлял из себя 25 деревянных пролетов с двукрылым разводным пролетом в 14 метров. В длину он был 326 метров, в ширину около 19 метров. На одной стороне ходила конка.

ДЛЯ СПРАВКИ. Конка – общественный транспорт, предварявший появление трамваев: железная дорога для вагонов на конной тяге.

Название мосту предполагали дать в честь Петра первого, но в Городской Думе отклонили это предложение: переправу посчитали слишком незначительной для ношения такого имени. И мост получил прозвание Биржевой – в честь здания Биржи на стрелке Васильевского острова, к которой ведет переправа.

В 1913 году ее подвергли реконструкции – по нему решили проложить трамвайные пути. А уже через год градостроительные начальники подняли вопрос о необходимости заменить деревянную постройку постоянной металлической конструкцией. Новый мост взамен Биржевого планировали разместить ниже по течению. Но этот проект не осуществился из-за наступления Первой мировой войны.

Строительство моста через Малую Неву долго откладывали из-за Торгового порта – здесь ходили суда, и переправа мешала активной навигации. Еще с 1730 года именно на стрелке Васильевского острова был торговый порт, и на Бирже происходили торги, а возле Гостиного двора происходила разгрузка кораблей. Биржевой мост появился благодаря тому, что порт был перенесен на Гутуевский остров. Это случилось в 1885 году, когда современные корабли уже были не в состоянии из-за глубокой осадки входить в Неву, а тем более – в Малую Неву. Тогда же открыли Морской канал.

Ход строительства

К проекту реконструкции моста вернулись только через три года – в 1917 году он перешел в распоряжение Городской управы, а после революции ему дали имя Строительный мост. Его частично перестраивали, уменьшив ширину на три метра. В начало 30-х годов деревянные рамы разводного пролета поменяли на металлические, на смену ручным лебедкам пришли электрические механизмы. Деревянный мост требовал реконструкции – его основы портились из-за погодных условий, а малая ширина уже не вмещала всех желающих пересечь Малую Неву. Интересно, что к идее построить новый современный мост на 70 метров ниже по течению конструкторы пришли вновь в 1940-м году, но снова помешала война. Только после Второй мировой войны инженеры всерьез взялись за обновление переправы. В 1947 году в постоянных пролётах установили металлические пролётные строения с продольными и поперечными связями. Мост уменьшился в ширину с 21 до 18 метров, при этом опоры и проезжая часть все еще оставались из дерева.

Тот Биржевой мост, который видят горожане и туристы в Санкт-Петербурге сегодня, построен в 1957—1960 годах. Авторами проекта стали инженеры Ленгипроинжпроекта В. В. Демченко, Б. Б. Левин, архитекторы Л. А. Носков и П. А. Арешев. Вместе с мостом (его все-таки перенесли вниз) перестроили набережную Макарова и Мытнинскую набережную – чтобы создать и подчеркнуть симметрию стрелки Васильевского острова. Внешне Биржевой мост повторяет конструкцию Дворцового моста, а чтобы сходство сохранилось и в длине, было засыпано мелководье у правого берега Малой Невы и частично - проток между Ватным островом и Петроградской стороной. На образовавшейся территории обустроили предмостную площадь. К 60-м годам двадцатого века мост обрел свой настоящий вид, но историческое название – Биржевой – вновь получил только 22 сентября 1989 года.

В 2019 году он представляет из себя пять стальных сварных пролётных строений. Центральный пролет – разводной, длина моста 239 метров, в ширину он 27 метров, а ширина проезжей части составляет 21 метр. Опоры сделаны из железобетона, облицовка – гранит, украшен мост чугунными решетками с изображением трезубца Нептуна.

Интересные факты

С Биржевым мостом связано немало любопытных историй и фактов. Его имя вписано не только в путеводители, но и в историю советского кинематографа.

  • Знаменитый эпизод из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", когда Андрей Миронов повисает на одном крыле разведенного моста снят именно здесь – на Биржевом. Специально для съемок мост был разведен днем, снимали сцену с участием дублеров, а для крупных планов актер Миронов лично повис над рекой на высоте, равной 15-этажному дому. Снимали весь этот трюк в течение одного дня.
  • До конца 1990-х годов по Биржевому ходили трамваи. Рельсы были демонтированы только к 1997 году. Через мост проходят многочисленные автобусные маршруты.
  • Дважды за свою историю серьезно пострадал: во время Великой отечественной войны и в 1957 году, когда его разрушил ледоход.
  • Из-за финансовых трудностей города, войн и революций мост долгое время был единственной переправой через Малую Неву.
  • Биржевой разводится в период с 2 часов до 5 утра ежедневно в период навигации.

Ночью, во время развода, Биржевой подсвечен прожекторами, иллюминация создает парадный образ Петербурга, подчеркивая достопримечательности вокруг – Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Дворцовый мост, здание Биржи. Этот мост входит в популярные туристические маршруты и прогулки по Неве – как дневные, так и ночные.