Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Сампсониевский мост

Сампсониевский мост, бывший с 1918 по 1991 годы мостом Свободы, расположен через Большую Невку Санкт-Петербурга, и соединяет собой улицу Куйбышева на Каменном острове с Финляндским проспектом на Выборгской стороне. 

Свое название данный мост получил от Сампсониевского собора, который находится неподалеку, на Выборгской стороне, и в свою очередь, именуется так в  память о Полтавской битве, свершившейся 27 июня 1709 года, в день поминовения Преподобного Сампсония Странноприимца.               

По началу, в 1784 году, здесь существовал наплавной мост, который именовался Выборгским. В 1847 году на месте старого сооружения возник новый, деревянный тринадцатипролетный мост, составивший в длину 242 метра, а в ширину – 13 метров. Это новое строение получило и новое имя – Сампсониевский мост.                

В 1862 году мост был капитально отремонтирован, а в 1871 году была произведена его полная перестройка, в которой были использованы старые сваи моста, и сохранена  его прежняя конструкция. В 1889 году тринадцатипролетное сооружение было заменено на семнадцатипролетное, с разводной частью в центре, при этом длина моста осталась неизмененной. Перильные ограждения Сампсониевского моста были выполнены из дерева, а тумбы на опорах, прямоугольного сечения с фонарями, сделаны из чугуна.

1sampsonievskij most

В 1908 году, по проекту профессора Инженерной академии ГОДУ Кривошеина, вместо деревянного моста было возведено новое, металлическое сооружение,  которое располагалось ниже по течению от прежнего местонахождения моста на 60 метров.                

В 1918 году, по законам революционного времени, Сампсониевский мост был переименован в мост Свободы. Новая перестройка моста случилась в 1937 году, в ходе которой на нем был установлен новый металлический разводной пролет.                

В 1955-1958 годы мост был вновь переделан, по проекту  инженеров В. В. Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов Л. А. Носкова, В. А. Грушке,  после чего он стал пятипролетным, сварным металлическим, и заполучил  двукрылый разводной пролет. На обоих въездах строения были добавлены по одному арочному пролету.

sampsonievskij most

Строительство нового объекта происходило под руководством инженера П. В. Андреевского. Береговые опоры моста, спуски к воде и железобетонные арочные пролетные строения были облицованы розовым гранитом. Перильные ограждения явили собой чугунные решетки, художественного литья, где высокие канделябры, имеющие вид  чугунных профилированных стоек, заканчивались круглыми обоймами со светильниками по кругу. Интересно,  что на этот раз, длина нового моста составила 212 метров, что практически на 30 метров меньше прежнего, 150 лет назад сооруженного моста. Объясняется это отнюдь не обмелением Невы, просто появление гранитных набережных в известной мере заковали русло реки. Зато по ширине современный мост заметно расширился, и с первоначальных 13 метров «пополнел» в два раза,  до 27-ми.

2sampsonievskij most

4 октября 1991 мост Свободы обрел свое историческое название, и вновь стал Сампсониевским. Летом 2000 года он был закрыт на очередную реконструкцию, при которой было отремонтировано дорожное полотно с заменой гидроизоляции, восстановлены перила, заменены светильники и отлажены механизмы разводного пролета. Трамвайные пути были уложены по новому методу, без шпал, что позволило увеличить скорость и уменьшить грохот, производимый при движении вагонов. Кроме того, на мосту была установлена художественная подсветка, придавшая этому строению особый шарм. Несмотря на довольно большой объем проделанных работ, уже в ноябре того же, 2000 года, Сампсониевский мост был торжественно открыт для движения, и первыми по нему проехали трамваи, причем усовершенствованный метод прокладки путей, сделал их передвижение настолько тихим, что его не было слышно за звуками минифейверка, устроенного по поводу праздника.

 Текст подготовила Анжелика Лихачева