Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Константиновский дворец, Стрельна

Работы по созданию в Стрельне дворцово-паркового ансамбля начались еще в 1715 году, но один только подготовительный период строительства растянулся на пять лет. Петр I поставил перед строителями Константиновского дворца грандиозную задачу – возвести парадную императорскую резиденцию, которая по масштабам и красоте затмила бы знаменитый Версаль. Поэтому даже проект этого дворцы выбирался императором очень долго и тщательно.

Свои проекты на суд самодержца предоставляли такие выдающиеся мастера, как Растрелли-старший и Ж.-Б. Леблон, однако все они были отвергнуты. Полностью устроил Петра только проект итальянского архитектора Николо Микетти, который пообещал устроить в Стрельне то, «чего еще не бывало на свете». Именно по этому проекту в июне 1720 года был заложен Большой Стрельнинский дворец.

Поначалу строительство дворца шло очень бурными темпами, но не прошло и года, как Петр переключил свое внимание на соседний Петергоф, по причине его более выгодного географического положения. В то же время Микетти покинул Россию, и дальнейшим строительством Стрельнинского дворца занялись талантливые русские архитекторы Земцов и Еропкин. После смерти Петра I строительные работы в Стрельнинском дворце были окончательно прекращены, дворец был накрыт временной кровлей, а его окна и двери заколочены досками.

В течение сорока лет дворец стоял пустым и никому не нужным. Весь 18 век он использовался исключительно в хозяйственных целях – в его огромных сухих подвалах-гротах хранили изысканные токайские вина. Новую жизнь и свое название, дошедшее до наших дней, дворец обрел только в самом конце 18 века, когда император Павел I подарил Стрельнинское поместье своему второму сыну – великому князю Константину Павловичу.

Новый владелец дворца получил его в весьма плачевном состоянии и сразу же взялся за воссоздание его исторического облика и капитальный ремонт. Руководство всеми работами по строительству и реконструкции дворца было поручено архитектору А.Н. Воронихину. В итоге фасады дворца остались нетронутыми, но при этом была изменена его планировка, созданы лестничные спуски с Большой террасы в Нижний парк и разработан новый вариант отделки гротов.

К 1805 году Воронихин был отстранен от работ, дворец был достроен архитектором Луиджи Руска, пришедшим ему на смену. Руска является создателем интерьеров Мраморной и Голубой парадных гостиных в западной части дворца. По его проекту крыша дворца была увенчана башенкой бельведера, что явилось важным архитектурным акцентом, и Константиновский дворец приобрел, наконец, законченный силуэт.

После смерти великого князя Константина Павловича усадьба перешла к его тезке, великому князю Константину Николаевичу, сыну императора Николая I. В 1848 году за наведение порядка и уюта во дворце с жаром взялась супруга Константина Павловича, Александра Иосифовна. В этот период были сделаны оригинальные выходы в виде чугунных «фонарей» из бельэтажа на Большую террасу и создана обходная галерея в западном крыле дворца. Также было застеклено пространство между колоннами в тройной аркаде, там был разбит зимний сад.

После революции 1917 года в истории Константиновского дворца начались не лучшие времена. Множество ценных вещей – книги, документы, богатейшая коллекция картин и керамики, личные вещи августейших особ, были рассеяны по разным музеям или даже безвозвратно утрачены. В самой бывшей великокняжеской резиденции разместились сначала школа-колония, затем санаторий для нервных больных, а позже, перед самой войной – курсы усовершенствования высшего и среднего состава ВМФ.

Во время Великой Отечественной войны в Константиновском дворце был оборудован немецкий наблюдательный пункт. В результате массированных обстрелов и пожара от здания остался только каменный остов. В 50-е годы дворец был приспособлен советскими архитекторами под учебно-административный корпус Ленинградского Арктического училища (ЛАУ).

В 1990 году Константиновский дворец был включен ЮНЕСКО в список памятников всемирного исторического и культурного наследия, которым грозит полное разрушение. Реставрационные работы во дворце начались только в ноябре 2001 года, в настоящее время они полностью завершены.