Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть III

 На протяжении 1919-1922 гг. официальная культурная жизнь города замерла, но не прекратилась вовсе. Продолжаются созидательно-преобразовательные процессы в области просвещения - создаются новые музеи, учебные заведения. Например, по инициативе профессора Технологического института В.Я. Курбатова в Аничковом дворце 26.01.1919 открыт Музей города, коллекции которого впоследствии вошли в Музей истории Ленинграда.

Благодаря Горькому создан Дом учёных (31.01.1920) - под него был отдан особняк Великого Князя Владимира Александровича (на Дворцовой набережной, 26).

001kulturu v massy

Парадная лестница дворца великого князя Владимира Александровича

Подобно издательству "Всемирная литература" Дом учёных в годы Гражданской войны оказывал ощутимую помощь нуждающимся учёным. На базе Каменноостровской сельскохозяйственной академии, Стебутовского института сельского хозяйства и Агрономического института 07.07.1922 образован единый Сельскохозяйственный институт (ныне Аграрный университет в г. Пушкине). 

С начала 1921 г. в Новом Эрмитаже после длительного перерыва вновь открылись залы Картинной галереи (из Москвы были возвращены экспонаты, эвакуированные из Петрограда по приказу Временного правительства).

   Поэт А. Блок

Сознавая огромные пропагандистские возможности искусства, высшие советские руководители активно поддерживали возникновение новых театров и деятельность профильных (актёрских) учебных заведений. Уникальным явлением в этой области становится создание первых в мире театров для детей. В Петрограде Театр для юных зрителей открылся 23.02.1922 на Моховой, 33 спектаклем "Конёк-Горбунок". В эти же годы возникают первые независимые творческие союзы.

Так в июне 1920 г. открылось Петроградское отделение Союза поэтов под председательством А. Блока; в 1922 г. - Ассоциация художников революционной России.

Агриппина Яковлевна ВАГАНОВА  

Wag_ucheniz.jpg (68451 bytes)С 1921 г. в Петроградском театральном и балетном училище на ул. Росси (бывшем императорском) начала преподавать выдающаяся русская балерина А.Я. Ваганова (с 1957 г. Государственное хореографическое училище носит её имя). Преподаванию в училище Ваганова отдаст 36 лет жизни (1921- 1957 гг.). Среди её воспитанниц: Г. Уланова, Т. Вечеслова, Н. Дудинская, А. Шелест, А. Осипенко, И. Колпакова и др. Школа (метод) Вагановой по настоящее время оказывают значительное влияние на мировой балет.

Однако ещё более театра (искусства традиционного и элитарного) власть, а равно и художников авангардного направления привлекал кинематограф, способный лучше всего запечатлеть в образах эпоху потрясений. Так движимые жаждой эксперимента и самовыражения, молодые питерские режиссёры-энтузиасты: Г. Козинцев и Л. Трауберг в 1922 г. создают киномастерскую - Фабрику эксцентрического актёра (ФЭКС). Её творческие силы (Козинцев, Трауберг, операторы: А. Москвин, С. Юткевич, актёр и режиссер С. Герасимов и др.) именуют себя "Депо эксцентриков", а Петроград - "Эксцентрополисом". Несмотря на то, что в своих манифестах "фэксы" славили динамичную современность, лучшие их ленты сняты о прошлом - их кадры словно пропитаны ароматом той самой изысканной "музейной" культуры, над которой они столько издевались.

Английский писатель, фантаст Г. Уэллс

В сентябре 1920 г. город посетил всемирно известный писатель-фантаст Г. Уэллс. Потрясенный масштабами голода и нищеты бывшей столицы России он изложил свои впечатления обо всем увиденном в книге "Россия во мгле", где городу на Неве посвящена глава "Гибнущий Петроград".
В 1922 г. в Петрограде поселяется поэт С.Я. Маршак; для поступления в Пединститут на отделение русского языка и литературы приезжает будущий поэт Н. Заболоцкий. 29 июля 1922 г. в Большом зале Филармонии состоялся последний концерт Ф.И. Шаляпина - вечером того же дня прославленный оперный певец выехал за границу (официально - для лечения) и более уже не вернулся.

Марсово поле. 1 мая 1920 года, на субботнике были высажены 60000 деревьев и кустов.

 

Энтузиазм становится основной движущей силой не только в искусстве. Так первомайский Всероссийский коммунистический субботник 1920 г. положил начало превращению Марсова поля в партерный парк (тогда было высажено 60 000 деревьев и кустов, созданы аллеи, дорожки, газоны); в тот же день на Нарвской заставе был разбит парк им. 9 января; с 1922 г. в городе начинаются регулярные радиопередачи - сначала посредством уличных громкоговорителей, а затем радиофицируются жилые дома, предприятия и учреждения; 01.10. 1922 - открыто трамвайное движение за Нарвской заставой.

Текст подготовила Анна Тирле