Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть IV

С целью защиты города от возможных наводнений в Смольном (09.07.1932) было решено начать возведение дамб от Лисьего Носа до Ораниенбаума. Побудительной причиной такого решения стало очередное сильное наводнение, произошедшее в январе 1932 г. - вода поднялась на 227 см выше ординара. (После смерти Кирова об этом проекте благополучно забыли).

Не менее важной для Ленинграда после жилищной является проблема развития внутригородского сообщения. В период НЭПа, когда улицы и проспекты вновь становятся оживленными, возрастает роль общественного транспорта. Возрождается автобусное сообщение (до революции этот вид транспорта в Петербурге не прижился - к середине 1914 г. движение автобусов в городе прекратилось) - в 1926 г. на Конюшенной площади заработал первый в Ленинграде автобусный парк. Первым загородным маршрутом стала открытая 01.09.1926 линия: Ленинград - Курорт (Сестрорецк). А 24.12.1926 автобусы побежали от Витебского вокзала к Адмиралтейству. Чтобы связать с центром активно застраивающиеся окраины, увеличивается протяженность трамвайных путей, прокладываются новые маршруты общественного транспорта, наращивается парк подвижного состава.

Автобусы-пионеры были сборными: на закупаемые в Германии "формаговские" шасси ставили кузова отечественного производства. Советская продукция (Московского, Ярославского. Горьковского автозаводов - ЗИС-8, ЗИС-16) входит в обиход с середины 1930-х.

В 1934 г. в Ленинграде появился самый большой в мире автобус-гигант Ярославского автозавода - 100-местный.

Возросшая интенсивность уличного движения, а также конкуренция извозчиков с автомобилями обусловливают потребность в упорядочении пешеходного и автомобильного потоков. Так появляются первые уличные регулировщики и светофоры. Автоматический светофор-первенец был установлен 15.01.1930 на пересечении Литейного и Невского проспектов. А двумя годами раньше (08.04.1928) город впервые обзавёлся другим техническим новшеством - автоматической трамвайной стрелкой, установленной на углу Советского (Суворовского) проспекта и 2-й Советской улицы. Привычные сегодня трёхцветные светофоры появляются на ленинградских перекрестках с августа 1931 г.
В 1927-1934 гг. утратили свои исторические названия: Кадетский мост (через речку Ждановка) - с 21.06.27 он стал мостом Красного Курсанта; Кронверкский проспект - в 1932 г. переименован в проспект им. М. Горького.  

Наряду с возведением жилых массивов, строятся новые и реконструируются старые общественные и административные здания - в 1927 г. по проекту А. Гегелло и Д. Кричевского начато строительство больничного городка при городской инфекционной больнице на Миргородской улице; построен Кузнечный рынок (арх.: С. Овсянников и А. Пронин); в 1931 г. перестроен зал Филармонии (бывшего Дворянского собрания на Итальянской улице тогда - ул. Ракова) - в нём увеличено количество зрительных мест. На месте сожженного в 1917 г. здания Окружного суда (на Литейном проспекте) в 1932 г. по проекту архитекторов Н. Троцкого, А. Оля, и др. возник т.н. Большой дом - резиденция НКВД.
Ведётся мониторинг состояния мостов. Так в 1928 под опоры Прачечного моста (через Фонтанку) подведены без разборки сводов железобетонные подушки; в 1934 без изменения внешнего облика усилены конструкции Эрмитажного моста через Зимнюю канавку.

Текст подготовила Анна Тирле