Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I

Литературно-художественную жизнь Ленинграда в первое послереволюционное десятилетие отличало многоцветие, обилие различных творческих группировок и течений. Во всех видах искусствах - в поэзии, живописи, театре, архитектуре, активизировались представители левомодернистских течений (футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма). Подобная атмосфера создавала в городе особый культурный микроклимат, позволявший взойти весьма экзотическим растениям. Среди них был и поэтический мир обэриутов, симфонии и оперы Д. Шостаковича, театральные эксперименты И. Терентьева и М. Сокольского, полотна К. Малевича и П. Филонова, хореография Ф. Лопухова и Г. Баланчина.

Д. Ювачев (Хармс) - центральная фигура "Объединения реального искусства" (ОБЭРИУ, 1927 г.) возник на литературном горизонте Петрограда в 1923 г. Он и др. обэриуты (А. Введенский, Б. Левин, К. Вагинов, Н. Заболоцкий, И. Бахтерев) провозглашая себя творцами нового поэтического языка, нового ощущения жизни и предметов, сознательно старались объединить разные направления ленинградского модернизма: музыку, живопись, танец, литературу.

В культурных кругах по-прежнему царит, традиционный для города на Неве, культ мастерства. Цензура пока пропускает жёсткие, со злободневным подтекстом исторические притчи Ю. Тынянова, свободно публикуются произведения Б. Лавренёва, М. Зощенко, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Олейникова. В кинематографе, увлечённые идеями и эстетикой экспрессионизма, безумствуют "фэксы" ("Депо эксцентриков" - Г. Козинцев, Л. Трауберг, С. Юткевич, Г. Крыжицкий, А. Москвин и др.) - в 1924 г. зрители увидели их первый фильм "Похождения Октябрины". Авангардную живопись разных направлений можно увидеть на публичных вернисажах - 01.06.24 в Аничковом дворце открылась последняя в России выставка художников "Мир искусства" (были представлены работы А. Бенуа, М. Добужинского, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина и др.); в 1925 г.П. Филонов преподаёт в одном из классов Академии художеств (у него - 70 студентов).

Одним из самых популярных писателей Ленинграда в первой половине 1920-х гг. был М. Зощенко - с 1922 по 1925 гг. вышло 25 сборников его рассказов. Русские эмигрантские издания перепечатывали их с восторгом, как сатиру полного разложения нравов под властью большевиков.

Как грибы после дождя открываются независимые журналы и частные издательства, возникают автономные творческие содружества. С 1923 г. начинает выходить литературно-художественный журнал "Звезда"; в 1925-1926 гг. в Ленинграде был весьма популярен "Ковш" - литературно-художественный альманах, в котором печатались М. Зощенко, В. Каверин, О. Мандельштам, О. Форш, А. Толстой, В. Рождественский, и др.; в 1927 г. организована Ассоциация писателей детской литературы (основатели: Б. Житков и Н. Олейников. В неё вошли: Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский); в 1928 стал выходить детский журнал "Ёж" (в нём сотрудничал Хармс). В 1920-е в связи с большим количеством издательств и высокое качество выпускаемых ими книг Ленинград снискал себе репутацию "Красного Лейпцига" - по аналогии со знаменитой книжной столицей Европы. Книги ленинградских издательств неоднократно занимали призовые места на международных выставках. Например, в 1925 г. в Париже на всемирной художественно-декоративной выставке жюри присудило медаль за детские книги издательству "Радуга".
Наряду с официальным искусством существовала и т.н. катакомбная культура, типичная для Ленинграда. (По городу были разбросаны философские, религиозные, литературные объединения, нередко состоящие из нескольких человек).

  Мария Юдина   

Ярким явлением в этой культурной нише был дискуссионный кружок М. Бахтина (возник в середине 1920 гг.). Его участники, собиравшиеся в доме пианистки М. Юдиной и на др. частных квартирах, обсуждали учение Канта, А. Бергсона, Фрейда, христианскую теологию и восточную философию. Одним из участников кружка был И. Соллертинский.
До поры до времени власть со всем этим мирилась. Однако уже к середине 1920-х правящая партия приступает к наведению "революционного порядка". На первый план начинают выходить объединения коммунистической ориентации (РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей), Левый фронт искусств, редколлегия и авторский актив журнала "На посту" и т.п.), которые рьяно пытаются внести "классовую борьбу" в художественное творчество. Их методы - нападки в печати на беспартийных писателей и других деятелей культуры, как "попутчиков" и "внутренних эмигрантов".
Первым зловещим звонком, предвещавшим надвигающуюся духоту реакции, стала загадочная смерть С. Есенина. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 труп поэта вынули из петли в ленинградской гостинице "Англетер". (Далеко не все, особенно близко знавшие Есенина поверили в официальную версию о его самоубийстве).

Текст подготовила Анна Тирле