Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Сеятели прогресса: добровольные технические общества. Часть II

Идеи радиолюбительства пользовались такой популярностью, что коллективы многих предприятий и организаций в полном составе вступали в ряды ОДР. Поскольку сверхзадачами общества являлись привлечение к радиолюбительству широких масс трудящихся, размер вступительных и членских взносов устанавливался по классовому принципу: для трудящихся вступительный взнос определялся в размере 50 копеек (членский - 2 рубля в год), а для лиц, не занятых на государственном производстве, соответственно - 5 и 10 рублей. К августу 1926 г. в ЛОДР насчитывалось свыше 12 000 членов, объединённых 281 ячейкой.
В Ленинграде издавался журнал "Друг радио", освещавший разные аспекты радиодела, самодеятельного творчества по созданию оригинальных типов приёмников. В 1926 г. из-за финансовых трудностей "Друг радио" слился с общесоюзным журналом "Радио всем".

Одним из важных направлений работы ЛОДР являлось обслуживание политических и хозяйственных кампаний. Так в дни революционных торжеств силами общества радиофицировалась Дворцовая площадь, организовывалось курсирование по улицам оснащённых радио автомобилей, трамваев, автобусов, транслировавших передачи ленинградских и московских радиостанций, а после окончания демонстраций проводилось (г.о. в рабочих кварталах) коллективное прослушивание праздничных концертов и агитационно-массовых мероприятий. При ЛОДР также действовала секция юных друзей радио (ЮДР). Юные радиолюбители помогали радиофицировать школы, участвовали в оборудовании физических кабинетов, проводили радиотехнические вечера.
Параллельно с радио развитие и массовое распространение получает телефония. Так, с 31.01.1931 начала работать платная телефонная служба точного времени (плата - 50 коп./месяц); 07.03.1932 в Ленинграде утверждён проект установки спаренных телефонов; 01.10.1932 введена в эксплуатацию первая в городе АТС (в этом здании сегодня размещается Петербургский телеграфный узел); в 1933 г. на улицах, а чаще в подъездах домов, появляются первые в городе телефоны-автоматы (чтобы позвонить, нужно было опустить монетку в висящий рядом с аппаратом ящик).

В 1931 г. усилилась практическая деятельность ЛОДР по радиооснащению города. (Радиофикация была начата в 1922 г. - тогда были установлены первые громкоговорители на улицах, репродукторы на предприятиях, в административных зданиях и жилых домах). Только за первое полугодие 1931 г. силами общества было сооружено 10 радиоузлов, установлено 1 000 радиоточек, оборудованы партийные аудитории. На 05.05.1931 г. в Ленинграде действовал 51 радиоузел и выпускалось 29 радиогазет (в т.ч. на таких крупных заводах, как Металлический, Ижорский и др.).
С начала 1930-х наряду с репродукторами (большими чёрными тарелками) в ленинградских квартирах появляются и радиоприёмники. Увлечение радиолюбительством в эту пору было просто повальным. И взрослые, и дети самостоятельно собирали детекторные приёмники (они были маломощные - чтобы слушать радиосигнал приходилось одевать наушники), мотали катушки, клеили индикаторы. По решению ЦК ВКП (б) от марта 1933 г. ОДР ликвидируются по всей стране. Ленинградское ОДР прекратило своё существование с 01.07.1933 г.

Первый лесовоз советской постройки «Товарищ Сталин»

Первый лесовоз советской постройки «Товарищ Сталин», И. В. Сталин, торговля, транспортНесмотря на то, что Ленинград перестал быть главным городом страны, в промышленности (как и в сфере культуры и науки) он нередко оказывается в авангарде. Так, в 1925 г. на Металлическом заводе была выпущена первая отечественная гидротурбина, а на Балтийском заводе в том же году сошли со стапелей первые советские торговые суда: "Григорий Зиновьев" и "Товарищ Сталин"; 05.03.1927 на Балтийском заводе заложена первая серия советских подлодок типа "Декабрист": Д-1, Д-2, Д-3; 14.03.1927 спущен на воду первый торпедный катер советской постройки - АНТ-3 (конструкции А.Н. Туполева); 17.06.1928 для полётов с Корпусного аэродрома открыта первая международная авиалиния: Ленинград - Кенигсберг - Берлин (сегодня на месте Корпусного аэродрома Новоизмайловский проспект); в 1930 г. в Ленинграде создан Музей Арктики и Антарктики - первый в мире музей такого рода; 10.07.1931 по маршруту Москва-Ленинград запущен первый в нашей стране фирменный поезд "Красная стрела".

Текст подготовила Анна Тирле

 


Защитный код
Обновить