Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть II

"Золотой век" авангарда оказался недолог. Сначала слабо, а затем всё сильнее и настойчивее "сверху" выдвигаются категорические требования о том, что искусство должно быть понятно народу и потому фигуративно и реалистично. Начиная с 1924 г. эти требования подкрепляются финансовой удавкой - музеям разрешается приобретать только произведения революционных реалистов. А в конце 1920-х искусство авангарда откровенно объявляют ущербным и вредным для народа. Вместо него на его пьедестале утверждается фанфарный реализм, но не простой, а социалистический.

Только вчера пребывавшим на пике популярности и пользовавшимся покровительством режима "левым" новаторам начинают перекрывать воздух. Они лишаются возможности открыто демонстрировать своё искусство - выставлять, публиковать, исполнять. Их творчество подвергается обструкционной критике. 30.12.1929 состоялся закрытый просмотр выставки картин П. Филонова. Приглашённым рабочим был задан вопрос: "Стоит ли открывать такую выставку?". Рабочие высказались "за", но выставку всё же не открыли. В последний раз работы художника экспонировались в 1932 г. в Русском музее. В дальнейшем (т.е. весь советский период) его творчество будет исключено из художественной жизни страны. Некоторые пробуют перестроиться. Например, К. Малевич в последний период жизни (1930-1935), перестав работать в своей супрематической манере, стал писать реалистические портреты.
02.01.1933 в Ленинграде состоялось последнее публичное выступление Мандельштама.

Опера Шостаковича "Нос" (премьера состоялась в январе 1930 г.) - образец авангардной эстетики была изругана критиками, прошла 16 раз и была снята с репертуара. Не помогло даже точное воспроизведение гоголевского текста - помимо сатиры на эпоху Николая I цензура увидела в спектакле сатиру на настоящее время. ("Нос" появится на советской сцене только спустя 40 лет). Следующее творение композитора - опера "Леди Макбет Мценского уезда" (премьера состоялась 22.01.1934 на сцене Малого оперного театра) было отмечено "лестной" рецензией в "Правде": "Сумбур вместо музыки".

С упадком НЭПа прекращается деятельность практически всех частных книгоиздательств, возникших в 1921-1928 гг., закрываются независимые научные и литературно-художественные журналы. Подвергаются преследованиям несанкционированные литературные, философские и др. объединения - в 1928 г. в ходе операции ГПУ-НКВД по ликвидации в Ленинграде философских и религиозных кружков был арестован М. Бахтин. Не соответствующими духовным запросам советским людей объявляются жанры абсурда, фантасмагории, фантастики. (Так произведения писателя-фантаста А. Беляева будут вновь публиковать только после ВОВ).

Разгромная статья "Реакционное жонглёрство" ("Смена", 09.04.1930) подписала приговор ОБЭРИУ - объединение прекратило своё существование. В конце декабря 1931 г. были арестованы Д. Хармс и А. Введенский. (После освобождения - Хармса освободили в июне, а Введенского в июле 1932, обоих сослали в Курск. Однако времена Большого Террора еще впереди, поэтому на "первый раз" им было разрешено с 18.11.1932 вернуться в Ленинград). После публикации в 1933 г. поэмы Заболоцкого "Торжество земледелия" на поэта начались нападки. Его вторая книга стихов не смогла увидеть свет.
Особое раздражение власти вызывали дадаисты и обэриуты. Их преследовали наиболее жестоко. Погиб, арестованный в середине 1930-х лидер ленинградских дадаистов, автор легендарного "Карася" Н. Олейников. Обэриуту Н. Заболоцкому предстояли тюрьма и концлагерь.

Текст подготовила Анна Тирле