Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть III

В 1932 г. приказом Сталина распущены все литературно-художественные группировки (в т.ч. и РАПП - всемогущая ассоциация пролетарских писателей, ещё недавно являвшаяся опорой власти). Термины "пролетарская культура" и "попутчики революции" заменяются новыми: "советская культура", "советские писатели" и т.п. Для жёсткого контроля над литературным творчеством создана новая единая организация - Союз советских писателей, как образец для бюрократической координации всех творческих профессий. По аналогии организуются Союзы художников, композиторов, архитекторов с отделениями во многих крупных городах.
В 1932 г. образовано Ленинградское отделение Союза советских художников (его первым председателем стал К. Петров-Водкин); в 1934 г. - Ленинградское отделение Союза писателей. ЛОССП долгое время занимал бывший особняк графа Шереметева на ул. Воинова, 18 (Шпалерной).

ИзображениеВ середине 1930-х из театрального пространства исчез Театр РАбочей Молодёжи, олицетворявший надежды "левых" театральных деятелей. (Ленинградский ТРАМ возник в 1922 г., как самодеятельная студия при Доме коммунистического воспитания. Его основателем и руководителем был М. Сокольский). Трамовское движение, отрицавшее пьесу, как драматическую основу спектакля, и профессиональных актёров, заменённых "взволнованными агитаторами" из рабочей молодёжи, уступило место традиционному "устаревшему" театру, который выдержал атаку новаторов и явно не собирался исчезать.

  Театр дома печати."РЕВИЗОР"   
  Афиша 1927 год     

 В 1927 г. в Доме печати состоялась премьера "Ревизора" Н.В. Гоголя, поставленного поэтом и режиссёром И. Терентьевым (одним из самых ярких авангардистов Ленинграда). На сцене торжествовал филоновский аналитический метод - персонажи были облачены в "говорящие" костюмы: костюм Почтмейстера состоял из запечатанных красным сургучом конвертов и огромных почтовых штемпелей; на мундире полицейского были изображены цепи, кандалы и замки с ключами; у трактирного слуги наголове возвышались бутылка вина и свиные окорока, а в стратегическом месте раскачивалась большая колбаса. Всё это, а также вольное обращение с гоголевским текстом (персонажи внезапно начинали говорить по-немецки, французски, польски или прерывали свои монологи цыганскими песнями) и дерзкая эротичность терентьевской интерпретации классической пьесы, смутившая даже авангардных критиков, вызвало бурную полемику в прессе и враждебную реакцию ленинградских властей. В 1929 г. Терентьев был вынужден уехать работать в провинцию; в 1931 г. его арестовали.

В 1936 г. Красный театр (одним из основателей которого был И. Терентьев) и ТРАМ, близкие по творческим устремлениям были объединены в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. (Ныне это театр "Балтийский дом").

Вместо ликвидированных дискуссионных кружков и салонов интеллектуалов по указанию "сверху" на заводах и фабриках, при клубах и редакциях газет организуются кружки другого рода - для поднятия культурного уровня трудящихся. Руководят этими творческими объединениями профессиональные поэты, прозаики, критики. С 1932 г. в Ленинграде отмечается резкий рост числа подобных просветительских объединений.
Большое внимание уделяется воспитанию молодого поколения: 01.02.1930 на пр. Нахимсона, 12 (бывшем Владимирском) открылся первый в стране Детский дом культуры. (В 1937 г. на его базе организован Дворец пионеров в Аничковом дворце); в январе 1930 г. вышел в свет детский журнал "Чиж" (в нём сотрудничали Д. Хармс, Е. Шварц, Н. Олейников, Н. Заболоцкий, А. Введенский, В. Бианки, Б. Житков, М. Зощенко).

Текст подготовила Анна Тирле