Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть III

В 1932 г. приказом Сталина распущены все литературно-художественные группировки (в т.ч. и РАПП - всемогущая ассоциация пролетарских писателей, ещё недавно являвшаяся опорой власти). Термины "пролетарская культура" и "попутчики революции" заменяются новыми: "советская культура", "советские писатели" и т.п. Для жёсткого контроля над литературным творчеством создана новая единая организация - Союз советских писателей, как образец для бюрократической координации всех творческих профессий. По аналогии организуются Союзы художников, композиторов, архитекторов с отделениями во многих крупных городах.
В 1932 г. образовано Ленинградское отделение Союза советских художников (его первым председателем стал К. Петров-Водкин); в 1934 г. - Ленинградское отделение Союза писателей. ЛОССП долгое время занимал бывший особняк графа Шереметева на ул. Воинова, 18 (Шпалерной).

ИзображениеВ середине 1930-х из театрального пространства исчез Театр РАбочей Молодёжи, олицетворявший надежды "левых" театральных деятелей. (Ленинградский ТРАМ возник в 1922 г., как самодеятельная студия при Доме коммунистического воспитания. Его основателем и руководителем был М. Сокольский). Трамовское движение, отрицавшее пьесу, как драматическую основу спектакля, и профессиональных актёров, заменённых "взволнованными агитаторами" из рабочей молодёжи, уступило место традиционному "устаревшему" театру, который выдержал атаку новаторов и явно не собирался исчезать.

  Театр дома печати."РЕВИЗОР"   
  Афиша 1927 год     

 В 1927 г. в Доме печати состоялась премьера "Ревизора" Н.В. Гоголя, поставленного поэтом и режиссёром И. Терентьевым (одним из самых ярких авангардистов Ленинграда). На сцене торжествовал филоновский аналитический метод - персонажи были облачены в "говорящие" костюмы: костюм Почтмейстера состоял из запечатанных красным сургучом конвертов и огромных почтовых штемпелей; на мундире полицейского были изображены цепи, кандалы и замки с ключами; у трактирного слуги наголове возвышались бутылка вина и свиные окорока, а в стратегическом месте раскачивалась большая колбаса. Всё это, а также вольное обращение с гоголевским текстом (персонажи внезапно начинали говорить по-немецки, французски, польски или прерывали свои монологи цыганскими песнями) и дерзкая эротичность терентьевской интерпретации классической пьесы, смутившая даже авангардных критиков, вызвало бурную полемику в прессе и враждебную реакцию ленинградских властей. В 1929 г. Терентьев был вынужден уехать работать в провинцию; в 1931 г. его арестовали.

В 1936 г. Красный театр (одним из основателей которого был И. Терентьев) и ТРАМ, близкие по творческим устремлениям были объединены в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. (Ныне это театр "Балтийский дом").

Вместо ликвидированных дискуссионных кружков и салонов интеллектуалов по указанию "сверху" на заводах и фабриках, при клубах и редакциях газет организуются кружки другого рода - для поднятия культурного уровня трудящихся. Руководят этими творческими объединениями профессиональные поэты, прозаики, критики. С 1932 г. в Ленинграде отмечается резкий рост числа подобных просветительских объединений.
Большое внимание уделяется воспитанию молодого поколения: 01.02.1930 на пр. Нахимсона, 12 (бывшем Владимирском) открылся первый в стране Детский дом культуры. (В 1937 г. на его базе организован Дворец пионеров в Аничковом дворце); в январе 1930 г. вышел в свет детский журнал "Чиж" (в нём сотрудничали Д. Хармс, Е. Шварц, Н. Олейников, Н. Заболоцкий, А. Введенский, В. Бианки, Б. Житков, М. Зощенко).

Текст подготовила Анна Тирле

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить